------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Чтоб сердцем возлетать во области заочны…»
(О молитве св. Ефрема Сирина.)

«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

 

«Господи и Владыко живота моего» (т.е. тот, кто имеет власть над моей жизнью) – это обращение к Богу подчеркивает то, что моей жизнью управляет именно Он и что необходимо подчиняться. Молитву св. Ефрема Сирина читают во время Великого Поста, и она напоминает о том, чему именно следует посвятить пост: в краткой форме перечисляются основные качества, которые следует приобрести, и те, от которых стоит избавиться. Эта молитва помогает сосредоточиться на самом главном.

Итак, предлагается избавиться от праздности, уныния, любоначалия (любовь начальствовать) и празднословия. А это все как раз мои любимые занятия! И поначальствовать, то есть покомандовать люблю и праздный образ жизни люблю вести, он ведет к празднословию и порождает уныние. Праздность связана с ленью. Говорят, что лень нельзя победить, а можно только обмануть: если поставить себе целью – ничего не делать, то рано или поздно это надоест, и придумаешь наконец-то себе занятие. Для меня лучший способ бороться с празднословием и унынием – это заняться делом.

Что касается уныния, то замечала такое явление - самые оптимистичные и жизнерадостные люди, которых я знаю, часто не отличаются, так скажем, высоким интеллектом. Они никогда не жалуются на плохое настроение и не знают что такое депрессия. Навряд ли тут есть какая-то железная закономерность, но все же. Унылое настроение порождается во многом разумом. Ведь именно разум рисует страшные картины прошлого и предполагаемого ужасного будущего и убеждает в том, что «все плохо и будет плохо». Однако умному человеку вполне под силу управлять своим разумом и стать слегка «тупым» на унылые мысли.

Далее в молитве перечисляются качества, которые предлагается приобрести: целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Для начала эти слова должны хотя бы понравиться,  что будет признаком готовности развивать в себе соответствующие свойства. Вот слово «любовь» мне, например, очень нравится. А слово «терпение» – не нравится. Сколько можно терпеть?! «Целомудрие» – тоже очень хорошее слово. В последнее время, например, в Америке (США) целомудрие входит в моду. Об этом можно судить по американским телепередачам и художественным фильмам. Явно пропагандируются семейные ценности – все главные герои американских фильмов теперь имеют семью и не изменяют своим супругам. Молодые американцы уже не стесняются говорить: «Я девственник», или: «Я девственница», это считается нормой. В этом можно взять с них пример. Но понятие целомудрия касается не только отношений между полами. Целомудрие – это цельность мысли, отсутствие сомнений: «Я скверных слов не произношу, потому что это плохо» - это ясная целомудренная фраза. А такие рассуждения, как: «Ну, в этом-то случае можно высказаться грубо, ведь по-другому не поймут», или: «Я же только подумал, а не сказал» - свидетельствуют о раздвоении, расщеплении в мыслях, то есть о не целомудрии. Или: «Я конфет в пост не ем» - это целомудрие, а вот: «Ничего страшного, сегодня можно», или: «Да я только одну» - это опять раздвоение и не целомудрие.

«Смиренномудрие» - это соединение мудрости со смирением, устранение всякого кичения духа, то есть гордости. А я, например, кем и где себя только в мыслях не представляю: звездой эстрады на сцене «Олимпийского», победителем всех спортивных соревнований, конкурсов красоты и т.д. Или не смиренные мысли мои начинают рисовать несуществующие ссоры с несуществующими людьми, напоминать старые неудачи и изображать картинки страшного будущего, где я обречена всю жизнь выяснять с кем-то отношения, спасаться от стихийных бедствий и болеть. В своем воображении я раздаю советы, мщу, вспоминаю, как мне было плохо лет 10 назад, оправдываю свои плохие поступки, осуждаю других, приобретаю все, чего мне не хватает и, покидая реальность, живу уже в мире фантазий. А когда пытаешься остановить эти мысли, то они говорят: «Ну, еще чуть-чуть», и хорошего почему-то ничего в голову не приходит. И мысли снова соскальзывают на свои привычные дорожки-желобки, как шарик в детских игрушках, где его по лабиринтам дорожек нужно загнать в лузу, а он все скатывается в сторону с верного пути.

В общем, по большому счету, не знаю, что с этими не смиренными мыслями делать, поэтому прошу Бога подарить мне (не случайно говорится «даруй ми») и смиренномудрие и все остальное – целомудрие, терпение и любовь. Действительно, откуда мне все это взять, если Бог не подарит мне эти качества.

Стоит так же обратить внимание на то, что в молитве мы просим не просто само целомудрие или терпение, а именно «дух» целомудрия, и избавить просим от «духа» праздности и уныния. «Дух» в данном случае можно понимать и как настрой, как некую атмосферу. В одной из актерских школ, чтобы сыграть какую-то роль, сцену, предлагается представить сначала соответствующую «атмосферу»: радости, печали или ожидания – как в «Ревизоре», когда все ждут ревизора, а затем действовать в гармонии с этой атмосферой (М. Чехов, «Путь актера»). Тогда сами собой появляются соответствующие жесты, нужная интонация и настроение. Можно заметить так же, что в поликлинике, например, царит атмосфера тревожного ожидания, на празднике - дух праздника и т.д. Люди, а порой и один человек могут создать атмосферу озлобленности, уныния, спокойствия или любви. Как-то одна женщина, зайдя в комнату, где обитает (работает) очень хороший человек, сказала: «У вас тут счастье живет!» Добрый человек создает вокруг себя атмосферу добра, тепла и любви. И целомудрие – это не что-то спрятанное внутри человека - оно излучается наружу. Вот и предлагается вытеснить атмосферу праздности, уныния, любоначалия и празднословия, и заполнить пространство духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Слова: «Даруй ми, рабу Твоему» опять подчеркивают покорность Богу и Его власть над нами, как и следующее обращение: «Ей, Господи, Царю». Царь, опять же, тот - кто имеет власть. «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». На самом деле всегда есть выбор: обращать внимание на свои грехи или осуждать других. Что полезнее для души – очевидно. Способность видеть свои грехи очень важна, ведь только тогда будет возможность покаяться и бороться с ними. Нас часто волнуют вопросы: «Почему я болею?», «Когда закончатся проблемы на работе?» или «Почему дети не слушаются?» Причиной этих трудностей, возможно, являются грехи, не справившись с которыми, не решишь и своих житейских проблем. А осуждение других – это совершенно бесполезное и бессмысленное занятие, на которое жалко тратить время. Настроение оно не улучшает и жизнь интереснее не делает. Осуждение – это в том числе и попытка  в мыслях переделать человека, что невозможно, а поэтому опять же бессмысленно. Кроме того, это претензия на то чтобы управлять миром, то есть поставить себя на место Бога, а это уж точно ни к чему хорошему не приведет. И когда я собираюсь в очередной раз кого-то осудить, то уместно задать себе вопрос: а что я хочу от этого человека? - Чтоб он мне не докучал? переделать его? или что-то от него получить? Во всех этих случаях эффективнее скорее какое-то действие, разговор или молитва - что угодно, только не осуждение, которое никак ситуацию не улучшит. И опять слова «Даруй ми» подчеркивают, что способность видеть свои грехи и отказаться от осуждения не приобретается за деньги и не создается титаническим непосильным трудом – эти качества можно получить от Бога просто как дар.

Молитва св. Ефрема Сирина небольшая, но такая емкая по содержанию. Но даже в такой небольшой молитве заложено столько смысла, что приходишь в растерянность – как со всем этим разобраться?! Хотя никто ведь и не требует предпринимать непременно какие-то действия. Нужно просто эту молитву читать, и Бог подарит все что просишь в ней.

Ольга Ермакова.

Газета «Мир всем» № 3/63, 2008 г.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru