------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная  Карта сайта  English

О нас

Новости

Дистанционное
обучение

Переписка

Центры поддержки

Творчество
заключенных

Статьи и интервью

Отчеты и документы

Семинары, выставки и конференции

Просьба о помощи

Полезные ссылки

Контакты

Подписка на новости сайта

Наш баннер


Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Московского патриархата

Патриархия.RU

МИР ВСЕМ. Издание Синодального отдела по взаимодеюствию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями

Письма Татьяны Адольфовны Миллер.

Татьяна Адольфовна Миллер – переводчица с древнегреческого языка, родилась в 1931 году, в 1953 г. окончила классическое отделение филологического факультете МГУ, преподавала в Фармацевтическом институте, затем работала в Институте мировой литературы Академии Наук в секторе античной литературы, духовная дочь о. Василия Серебрянникова.  Является автором комментариев к «Учебной псалтири» и многих других публикаций. В 1990-ых годах начала отвечать на письма заключенных, рассказывать им об основах православной веры. Сейчас Татьяна Адольфовна на пенсии, продолжает вести активную духовную жизнь.

Здесь мы публикуем письма Татьяны Адольфовны, адресованные одному из заключенных, который, как многие современные узники, пришел в православие через протестантизм, со всеми типичными для новоначального сомнениями и вопросами. Простым и доступным  языком, с большим душевным теплом и любовью Татьяна Адольфовна отвечает на эти вопросы и разъясняет сомнения, открывая суть православного вероучения.

 

Перечень писем:

Путь к стяжанию Духа Святого идет через покаяние.

В православии устремленность к Богу достигает крайних пределов.

О разделении Церкви на православную и католическую.

О католиках.

Зачем нужны храмы и иконы.

Будьте учеником Христовым, и Господь будет вашим учителем.

В монастырь – после освобождения. 

Грех – замыкание человека в самом себе.

Церковь – учреждение Божественное.

Придет помилование, а что дальше..

Христианское понимание человека.

Маяком должно стать приближение к Господу.

 


 

Путь к стяжанию Духа Святого идет через покаяние.
(О покаянии. О католичестве. 25.04.94.)

Здравствуйте, А. Т.!

Сегодня получила ваше письмо и спешу ответить, чтобы мое письмо дошло до вас в дни Светлой Пасхальной недели. У католиков Пасха уже была, а у нас сейчас Страстная неделя, и она так насыщена богослужениями, что ни на что другое не остается времени, разве лишь сварить себе немного пищи. Я уже давно на инвалидности, и поэтому имею возможность не работать и проводить эти святые дни в храме.

Мне очень близко и понятно все, что вы пишете, не бойтесь, я не консервативная староверка, которая признает хорошим только то, что она сама исповедует. Я глубоко уважаю католиков и протестантов за их миссионерскую деятельность, за умение помогать людям. Вы – не первый человек из колоний строгого режима, который мне пишет, что он, крещенный русский человек, стал искренне и сознательно верующим в тюрьме благодаря протестантам. Сейчас и православные стараются помогать заключенным. В Москве несколько священников регулярно посещают тюрьмы. Вот и к вам приезжал священник. А вы исповедовались у него, причащались? Путь к стяжанию Духа Святого идет через покаяние, сначала надо очистить сосуд, чтобы в него могла войти святыня, а если стремиться сразу к высотам, то можно принять мираж за истину. Православие проникает в такие глубины духовной жизни, которые остаются вне поля зрения протестантов и католиков. Сейчас издается много духовной литературы, так что надеюсь что не оставлю вас без православной духовной пищи, хотя, естественно, цена не всегда для нас доступная.     Ваша жизнь похожа на жизнь тех пустынников, которые уходили из мира, удалялись в дремучие леса и там жили десятки лет в условиях не лучше чем у вас. И это добровольно! И вас Господь привел и сподобил войти через узкие врата. Дай Бог по-настоящему использовать эти горькие годы с пользой для собственной души. Что значат десятки лет перед вечностью? А она никого не минует. Спаситель пришел на землю для таких как вы, а не для лицемеров. Молитвы вашего дедушки дошли до неба, и Господь коснулся вашего сердца. Ощущается ли в ваших краях радость Пасхи?

Христос Воскресе!

С уважением и самыми лучшими пожеланиями, Т. А.

 


В православии устремленность к Богу достигает крайних пределов.
(О Библии.  Православие в сравнении с католичеством и протестантизмом.  14.06.94.)

Здравствуйте, глубокоуважаемый А.Т.!

Получила ваше письмо, и не смотря на ваш запрет, шлю вам три номера «Лит. учебы» (журнал, - прим. ред.) Дело в том, что в этих номерах опубликован перевод псалмов с моими примечаниями, и мне интересно знать, насколько полезны эти примечания читателю, помогают ли они понять текст. Очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушны к псалмам и потом напишете мне о ваших претензиях к моим примечаниям. Библия – совершенно особая книга, когда я читала ее в первый раз, то от некоторых книг ее приходила в ужас и думала – эту книгу надо запретить, настолько много здесь льется крови, изображается жестокость, в Пророках почти ничего не поняла. При вторичном чтении восприятие было уже более легким, но по-настоящему я прониклась ее духом только этой зимой, когда составляла выше упомянутые примечания. Надеюсь, что Библию вы вскоре получите.

Ваши недоумения насчет православия вполне естественны. В нынешнее время все кому не лень приклеивают себе эмблему «православный», ставя знак равенства между православным и русским, а это, вы понимаете – неверно. Другие «все кому не лень» почем зря ругают православное духовенство, так что разобраться во всем этом со стороны невозможно. Православие – это та ветвь христианства, в которой в наибольшей мере, чем в католичестве и протестантизме развит элемент духовности и устремленность к Богу достигает крайних пределов, в нем выдвигается идея «обожения», богообщения, святости того типа, представителем которого был, например, преп. Серафим Саровский. Православие существует в трех традициях: 1) письменной – это сочинения святых отцов, разрабатывавших практику христианской жизни, опыт борьбы с грехом, с дурными навыками, страстями, опыт внутренней, углубленной молитвы. 2) Литургической – в традиции Богослужения, которое по богатству форм и содержания не идет ни в какое сравнение с другими конфессиями. Если у католиков месса длится один час, то у православных служба идет два-три, а то и четыре часа… 3) Устной – это прямой опыт сердечной молитвы, личного общения с Богом, опыт который святые люди передают от сердца к сердцу другим людям, как преп. Серафим – Мотовилову. Нигде – ни в сочинениях святых отцов, ни в богослужебных книгах – вы не прочтете о национальном или государственном характере православия – это выдумка политиков, тех, кто использует религию в своих интересах. От всей души желаю вам, чтобы годы неволи стали временем обретения свободы духа, временем духовного роста.

Храни вас Бог, всегда поминаю вас на молитве.

Т. А 

 


О разделении Церкви на православную и католическую.
(О переводе Библии. Католики, протестанты. Монашество. 1.08.94.)

Здравствуйте, А.Т.!

Ваше письмо доставило мне большую радость. Ваш разбор текста псалмов напомнил далекие студенческие годы, когда мы вот так разбирали каждое слово текста, выясняя, какое слово лучше употребить. Необходимость в переводе славянского текста псалмов на русский язык вызвана тем, что синодальный перевод в некоторых местах не совпадает со славянской псалтирью, поскольку он сделан с еврейской Библии, а славянские псалмы переведены  с греческой Библии семидесяти толковников. Расхождения небольшие, но все же имеются, что неизбежно в древних книгах, которые переписывались от руки и составлялись на основе записи устных преданий. Напечатать параллельно славянский текст и синодальный перевод поэтому невозможно, приходится давать перевод соответствующий славянскому тексту, и эталоном тут служит не еврейский оригинал, а греческий перевод. Я сверяла с греческим текстом весь перевод Бируковых, они брат и сестра, люди глубоко верующие (имеется в виду русский перевод псалмов, приведенный в «Учебной Псалтири», - прим. ред.)…

… В ваших рассуждениях мне слышатся отголоски протестантизма и католичества, что вполне понятно. Я мысленно сравниваю протестантов с первоклассниками, католиков – с учениками средней школы, а православных – со студентами института. Материя одна, а уровень ее понимания разный. Может быть, среди присланных вам книг имеются такие сочинения, как труды еп. Феофана Затворника («Путь спасения»), архим. Сергия Старгородского (православное учение о Спасении), Г. Флоровского (Восточные отцы IV – VIII в.), произведения св. Игнатия Брянчанинова? Эти книги помогают понять православие, приобщают к нему. Если у вас ничего такого нет, то, может быть, я что-либо со временем пришлю.

Вам кажется неправомерным православное стремление к одиночеству – монашеству. Действительно, оно возникло не с апостольских времен, хотя у евреев, как теперь установлено, в пустыне Иорданской существовала монастырская община. Тяга к бегству от мира усиливалась по мере того, как общество формально становилось христианским, а практически забывало о жизни по Евангелию. Ради воплощения евангельских идеалов люди создавали монастыри – новое общество, объединяющее сотни, а то и тысячи людей, имеющее свой устав, свой чин жизни, направленный всецело на служение Богу, а не своему чреву и карману. Говорить об этом можно без конца, лучше прочесть что-либо аскетическое, святоотеческое. Если не трудно, напишите мне, что у вас есть из православной древней литературы…

Храни вас Бог, пишите.

Т. А.

 


О католиках.
(28.03.95.)

Здравствуйте, А.Т.!

… Начнем с истории. Христианство получило свое первоначальное распространение на территории громадной Римской империи, которая тогда простиралась от Испании до Армении, включала в себя всю Европу вплоть до Болгарии, а также и Ближний восток (Палестину, Сирию, современную Турцию) и северное побережье Африки. В IV в. по Рождестве Христовом империя распалась на восточную - со столицей в Константинополе (современный Стамбул) и западную - со столицей в Риме. В западной империи уже в V в. утверждается господство готов, варваров, которые садясь на императорский престол, не умели писать. Церковь христианская в это время была не просто носительницей христианской веры, но и хранительницей культуры. В христианство переходили высокообразованные люди, юристы, писатели, профессора литературы. Язык, на котором они говорили, мыслили, писали, был латинский. Постепенно в этом неустроенном варварском мире стали организовываться монашеские братства, их называли «орденами» - орден св. Бенедикта, орден св. Франциска и т.д. «Орден» по латыни значит «порядок» - монахи одного ордена, где бы они ни жили, подчинялись одному и тому же порядку, они вносили порядок в хаос жизни.

На Востоке дело обстояло несколько иначе. Там была греческая византийская империя – а значит бюрократический аппарат, жесткая регламентация жизни – и здесь люди бежали в монастыри не от хаоса, а, напротив, от излишнего подчинения человека государственной машине, бежали, чтобы остаться наедине с самим собой, чтобы изучать и целить свою душу. Формальное разделение церквей произошло в 1054 г. и поводом имело соображения чисто политические. Римская церковь, следовательно, имеет с восточной, православной общую тысячелетнюю историю; именно в течение этого тысячелетия христианство разработало «теоретические» основы своего вероучения, свою догматику, свое учение о Святой Троице, об иконах. Поэтому основа, база у нас одна, и несколько десятилетий назад папа Римский и константинопольский патриарх Димитрий примирились в «одностороннем» порядке (римская церковь с константинопольской), поскольку и разрыв произошел именно между римской церковью и константинопольской. Римский папа и патриарх константинопольский Димитрий как бы зачеркнули тот документ, который родился в 1054 г., сделали его как бы не бывшим. Если бы политическое в своей основе взаимное отлучение 1054 г. было случайным по своей сути, то оно не выдержало бы испытания временем, фактическое единство не было бы нарушено. На деле все произошло совсем иначе. В XIV – XV в., когда византийские греческие императоры, ища поддержки против турок, были готовы пойти на союз с Римом, православные (духовенство и народ) категорически этому противились, считая компромисс православия с католиками вещью более странной, чем капитуляцию перед турками. В чем же дело? Я не стану называть вам формальных моментов (исключительный престиж папы, разница в некоторых обрядах). Если бы дело было только в них, то, думаю, давно бы уже договорились о примирении. Причина взаимного отчуждения более глубокая и трудно устранимая. И опять же мы должны вернуться к истории, чтобы взглянуть на дело объективно и никого огульно не поносить. Древний Рим, подчинивший себе все страны средиземноморского бассейна, был само себе (в Италии) государством, где люди жили «на площади – на форуме», то есть в общественных делах. Слово «республика» - латинское, оно означает «общественное (публика) дело (рес)». Знатные римляне находили полное осуществление своих запросов как личностей именно в общественной деятельности, в государственных занятиях. У них был четко разработан механизм отношений государства и человека – «римское право» - его и сейчас студенты изучают на юридических факультетах. И этим, я думаю, можно объяснить особенности мышления римлян, которые принимали христианство. Им ближе в христианстве активная, полезная деятельность на благо общества, и Крестная жертва Спасителя в их сознании сближается с юридическим выкупом. Для католика, опять же в моем представлении, человеческий грех уничтожен на Голгофе, и мой грех тоже, и нам уже не столько необходимо покаяние, сколько творение добрых дел. В восточном православном христианстве иначе расставлены акценты, здесь на первом месте стоит покаяние, самоуглубление, молитва, а все остальное – плод молитвы. То есть не всякое доброе дело есть дело Божие. Если оно творится из себялюбия или тщеславия, во имя свое, а не во имя Христово, не ради Господа, а ради других целей, то оно не угодно Богу. За этими, казалось бы, произвольными различиями, кроется неодинаковый взгляд на человека и на отношение человека к Богу. Христианство различает в человеке тело, душу, дух. Католичество в большей мере, чем православие, ориентировано на чувственную (телесную) жизнь человека. Оно старается воздействовать именно на чувственность. Отсюда такое явление, как «стигмы». Католик, сопереживая мукам Спасителя на Кресте, сам начинает испытывать физическую боль, на его ладонях появляются язвы (стигмы), на католических картинах изображены физические страдания Христа на Кресте – страдания тела в первую очередь. В католических храмах мы видим статуи – опять-таки изображения тела, очень красивые, миловидные мадонны. В богослужении участвует инструментальная музыка, орган, пианино. В православии тоже есть свое церковное искусство, но оно ставит своею целью не передачу физических ощущений, а возведение человеческого духа к созерцанию Небесного Царства. Православие претендует на большую, чем католичество, степень приближения к Богу. И тут много таких вопросов. Я пишу вам вслепую, так как не знаю толком, на какой именно вопрос вы ищете ответа, что вы хотите примирить в себе самом. С вами общаются и католики и православные, и вы не можете их не считать своими друзьями. А как они сами относятся друг к другу? Для меня различие коренится не в формальных отклонениях от какой-то нормы, а в неодинаковом опыте внутренней, духовной жизни сердца, поэтому-то так и затруднительно примирение, когда общение со Христом понимается по-разному…

… Вспомнилось еще одно различие католиков и православных: католики молятся сердцу Иисусову, изображают Спасителя во весь рост, а на груди – физическое сердце-мясо, пронзенное стрелой. Что испытывает католик при этом, я не знаю. У православных христиан иная практика – они произносят молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного» - и стараются свести ее из головы в сердце, чтобы свое собственное сердце сделать вместилищем Христа. Тут исключено все внешнее, физиологическое. Православный старается душу, сердце очистить от пороков, чтобы в них вселился Христос. Напишите мне подробнее, что именно вас интересует…

Храни вас, Бог.

Т. А.

 


Зачем нужны храмы и иконы.
(О храмах. О почитании святых и икон. 29.05.95.)

Здравствуйте, А.Т.!

Ваше письмо мне очень понятно, я уже получала похожее письмо от одного человека, который крещен в православном храме, а стал христианином в тюрьме под влиянием баптиста-проповедника, и не мог примирить протестантизм с православием. Проблема общая. Я очень во многом согласна с вами, но есть нечто самое важное, что вам трудно, а может быть и невозможно понять, поскольку вы оторваны от церковной жизни и незнакомы с ней. Вы противопоставляете проповедь Христова учения строительству храмов, монастырей. А дело в том, что церковь, храм – это не просто молитвенное собрание, здание, где собираются верующие. Церковь – это место встречи человека с Богом, это продолжение Тайной Вечери, того прощального ужина, когда Спаситель взял хлеб, преломил и подал ученикам со словами: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22,19). И Церковь не просто вспоминает это событие, она его повторяет, мы веруем, что во время Божественной Литургии происходит превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову. Это делает Бог, Дух Святой, и люди по мере своего духовного развития причащаются Тела и Крови Христовой и ощущают дивный мир в своем сердце, кто больше, кто меньше. И подходят они к причастию после исповеди, получив прощение грехов у Господа в лице Его служителя – священника. Священник имеет эту власть как преемник апостолов, а апостолы получили ее от Спасителя. И это непостижимо для человеческого ума, но абсолютно достоверно ощутимо для сердца, души, духа. Совершение Божественной Литургии и есть самая существенная проповедь о Христе, есть присутствие Христа среди нас. – Это идет от Самого Спасителя, установлено Им. В разные эпохи, у разных народов форма ее может видоизменяться, но суть остается одна. Поэтому так дорого нам восстановление разрушенных храмов – ибо в храме человек соединяется с Христом, не просто получает удовольствие от красоты здания, иконописи, пения, - а получает исцеление своей души, прощение грехов, назидание – как не грешить впредь, как вести духовную жизнь, как молиться, он получает тут благодать Божию, ту что получили апостолы в день Пятидесятницы. Не все получают, не все понимают, многие заняты только свечками! Но вспомните, к кому пришел Христос? К праведникам? Нет, к таким вот грешникам, невеждам. И его приняли «отбросы общества», а не священники и книжники, приняли сердцем, так и теперь среди бабушек встречаются люди с чистым сердцем, которые Его воспринимают душой.

Вас удивляет, зачем нужны иконы. Поймите, Церковь не секта, она не убегает от общества людей и не лишает людей права развивать данные от Бога способности, она освящает всю жизнь человека, во всех ее проявлениях, преображая греховную природу человека, ведет его к святости. Поэтому в Церкви находят себе применение художественные способности человека – словесное творчество, живопись, музыка, архитектура. Церковь не давит человека, а развивает его. Но иконопись это не просто живопись на религиозные темы, это богословие в красках. Вы знаете, что был период (более 1000 лет тому назад), когда иконы истреблялись, когда цари и патриархи были иконоборцами, иконы уничтожались во имя чистоты христианства, но эта линия не восторжествовала, не удержалась. Почему? Потому что иконопись напрямую связана с учением о воплощении Бога Слова, о том, что Сын Божий родился от Девы и воспринял человеческую плоть. В Ветхом Завете до пришествия Иисуса Христа на землю воспрещалось делать изображение Бога, так как это поставило бы веру израильтян в один ряд с верой язычников, которые изображали своих богов в камне и мраморе. А изображение Иисуса Христа свидетельствует о нашей вере в то, что Бог принял нашу, человеческую плоть, которую можно нарисовать. И изображается Он чаще всего на руках у матери – опять как свидетельство рождения от человеческой матери, о воплощении. Крест свидетельствует об искуплении рода человеческого от греха, проклятия и смерти. Я думаю, что многие ваши вопросы отпали бы сами собой, если бы вы имели счастье наблюдать лично церковную жизнь и приобщиться к ней.

Теперь о почитании святых. Помните слова: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Как хорошо быть в обществе верующих, единомышленников, а тем более святых людей! При жизни к святым старцам люди спешили со всех сторон, я наблюдала это в том крохотном монастыре, где жил о. Таврион. Мне говорили люди: «Вы из Москвы? Так близко от него! А мы из-за Волги». И это почитание старца им самого дорогого, близкого, сохраняется и после его смерти. И молитва святым – это воспоминание их жизни как образца, помощи, поддержки, как назидание. Это стремление находиться в духовном общении с этим человеком после его смерти. Все это очень трудно выразить словами, это надо пережить сердцем…

Храни вас, Бог, пишите, Т.А.

 


Будьте учеником Христовым, и Господь будет вашим учителем.
(Монастыри. Иконы. О переводах псалтири. О протестантизме. 5.08.95.)

Здравствуйте, А.Т.!

Простите меня за то, что с таким опозданием отвечаю на ваши письма. Я езжу на противоположный конец города ухаживать за тяжело больным человеком, а дома тружусь для журнала «Альфа и омега»; в четверг сдала редактору очередную работу (перевод «Аскетического слова» одного византийского монаха) и теперь могу немного вздохнуть свободнее.

Я почти со всем согласна в ваших письмах, но некоторые ваши возражения основаны на незнании предмета. Как вы можете судить о монастырях, если сами там не бывали. В Троице-Сергиеву лавру в течение пяти веков непрестанным потоком шли богомольцы (и сейчас идут), вот и судите, была ли это соль под замком или светоч на вершине горы. К отцу Тавриону в глухую пустыньку, заброшенную в лесу в Латвии, куда надо было добираться со многими пересадками, ехали люди из-за Волги, они мне, москвичке, говорили: «Вы так близко отсюда живете!» Ехали за тем огнем божественной благодати, который дается Богом Его избранникам, прошедшим через многие подвиги. Этот огонь не приобретается профессионалам, как обычное знание, он дается самим Богом и открывает смысл жизни и смысл Священного Писания так, как его не может открыть человеческий ум. Да, не все, и даже не многие монахи святые, да, разгром монастырей был подготовлен изнутри, а не обрушился извне, но мученичество и кровь исповедников подтвердила правоту их призвания и избрания.

Я попала в Троице-Сергиеву лавру в первый год ее открытия в 1946 г., когда туда приходили и там служили монахи дореволюционного пострижения, приезжавшие в Лавру прямо из лагерей, бритые. Каким огненным потоком лилась тогда наша совместная молитва к престолу Божию. Преподобный Сергий был и есть для нас живой наш отец, наш наставник в трудном деле борьбы с грехом, борьбы с тяготами жизни. Нужно окунуться в этот поток общей сердечной молитвы, чтобы ощутить и реальность святых угодников Божиих, и чудотворность икон. Вовсе не любая намалеванная картинка есть уже икона. Икона – это молитва, это богословие в красках – выраженное языком красок, живописи тех чувств, тех духовных настроений, которые в словах непередаваемы. Разумеется, истина едина, и в этом смысле нельзя говорить о развитии, ибо Христос всегда один и тот же, но видимый мир изменчив, он не стоит на месте, и вечная истина в разные периоды говорит с людьми в разных формах выражения. Думаю, что по мере того как вы будете читать православные книги, православие будет становиться вам все ближе и ближе.

Расхождение между синодальным переводом (Псалтири, - прим. ред.) и переводом Бируковых вызвано несовпадением греческого текста, с которого был сделан славянский и мазоретского еврейского текста, на который ориентируется синодальный перевод. Тут виноваты не переводчики, а оригиналы.

Вы спрашивали про то, кем приводится Иаков, брат Господень Матери Божией – пасынком. Он – сын Иосифа обручника от первого брака, при том сам Иосиф состоял в каком-то родства с Девой Марией, ведь у евреев дозволены браки между двоюродными братьями и сестрами.

Я с большим интересом читала книги М. и еще одну протестантскую книгу о древних религиях и проповеди христианства. Прекрасные книги, я их давала читать своим знакомым. Но это – на уровне исторических фактов. Там, где дело доходит до внутреннего духовного опыта, начинается несовместимость. А вы не мучайте себя понапрасну, будьте учеником Христовым, и Господь будет вашим учителем. Любите Его всем сердцем и знайте, да вы это и знаете, что богоугодные люди повсюду могут быть, и не наше дело судить о конфессиях – они и сами себя толком понять не могут, Бог им судья! Наше дело – любить Господа и стараться не иметь в сердце обиды ни на кого, вот и обретем мы чистое сердце.

Да хранит вас Господь.

Т. А.

 


В монастырь – после освобождения.
(Монастыри. Опресноки, о внешнем и внутреннем. 13.09.95.)

Здравствуйте, А.Т.!

Наконец-то получила от вас весточку! Очень рада, что вы подали прошение (о досрочном освобождении, - прим. ред.) Результат трудно предсказать, но уже то хорошо, что вы нацелены на свободу, на полноценную жизнь! Откажут сейчас, можно будет подать еще раз, главное – ждать свободы, готовить себя к ней. Вы пишете о монастыре как будущем пристанище, это очень абстрактно, а надо уже сейчас готовить почву, завязать сношения с конкретными монастырями, чтобы о вас имели представление, и вас бы туда приняли. Ради этого посылаю вам календарь с адресом Соловецкого монастыря, можете туда написать, хорошо бы установить личную переписку. Можно написать на о. Валаам. Условия там очень трудные, но, думаю, вы к трудностям привыкли, зато место уединенное среди древней природы. А начинать надо, я думаю, с собственной епархии, с Тюмени. Я читала, что в Тобольской области восстанавливается монастырь, нужны специалисты по строительству. Вот и напишите Тобольскому епископу. К епископу надо обращаться «Ваше Высокопреосвященство», а к монаху: «Ваше Высокопреподобие»! Вам может не понравиться такой формализм, но это заведенный прием вежливости. Если с этими тремя монастырями контакт не установится, пришлю вам другие адреса, хотя я осведомлена далеко не о всех монастырях, и с внутренней жизнью их никогда не сталкивалась. Мало шансов попасть в Псково-Печерский монастырь, где окончил свои дни о. иеромонах Михаил, хотя именно там традиция монашеской жизни не прерывалась, и до сих пор остался кое-кто из духоносных лиц. А остальные восстанавливаются на пустом месте. Учтите, что в конце 20-ых годов были закрыты все монастыри, монахи разогнаны. Троице-Сергиева лавра под Москвой была вновь открыта в 1946 г., туда приехали уцелевшие монахи из разных монастырей – из Александро-Невской лавры, из Сарова, Вышенской пустыни и др. Я до сих пор их помню, с какими слезами мы все тогда молились! Потом стали закрываться монастыри на Украине и в других местах, открытые при немцах или никогда не закрывавшиеся в Западной Украине. Сейчас 1995 год – судите сами, тем, кто родился в 1920 г. – уже 75 лет – это люди уже лишенные христианского воспитания. Традиция подлинно христианской жизни прервана, и нельзя рассчитывать, что где-то вы найдете живых святых. Откуда им взяться? Удивительно, что монастыри восстанавливаются, и кто-то находит в себе мужество идти туда, и часто внешнему отдается предпочтение перед внутренним, потому что внешнее легче (долгие службы, посты и т.д.) И все же я очень рада, что идет восстановление этих очагов духовности! Идет созидание, а не разрушение, пусть неумелое, трудное, но все же созидание, подвиг, а не разврат, добро, а не зло.

Душа ваша ищет истины. Истина в Господе, положитесь во всем на волю Божию. Меня очень удивил ваш вопрос об опресноках. Я в этом не разбираюсь, для меня это имеет условное значение принятой традиции – ведь Великое Таинство – это не химическая реакция, не магия. Материальное вещество имеет символическое значение, а не главное. В сталинских лагерях заключенные священники использовали для Евхаристии сок клюквы за неимением вина, и разве за это Господь был от них дальше. Постоянно фиксируя свое внимание на внешней стороне христианства, вы тем самым уделяете ей непомерно большое значение, хотя желаете прямо противоположного. Вот поэтому я и не могу не посылать вам книги, книги напитают вашу душу духом христианства, живой водой, и вы перестанете смущаться многими внешними вещами. Да, существуют недостойные христиане, и немало их, но это не умаляет любви Христовой к роду человеческому и нашего долга перед Спасителем. Христа надо любить всем сердцем, а к людям – снисходить. Почему апостолы бросили все и пошли за Иисусом? – Он излучал из Себя такой Свет, такую Силу, которая была ни на что не похожа, о ней нельзя точно ничего написать, ее надо ощутить и почувствовать. И эта Сила Духа и Света оставлена Им в Церкви, к ней надо приобщиться, и тогда совсем не важны личные человеческие качества диакона или священника – они лишь передатчики Божией благодати. Благодать – не товар, ее не пощупаешь, Господь дает ее кому хочет, тем, кто Его любит, к Нему стремится. Надо жить сердцем, а не умом.

Очень рада, что у вас теперь своя библиотека, книги можете отдавать туда… У нас практически нет популярной православной литературы, потому что в течение 70-ти лет религиозная литература была под запретом. Нет людей, которые бы были способны ее писать, и не потому, что православие такое слабое, а потому что православные писатели были истреблены. Сейчас в основном переиздается старая литература – это проще, и это необходимо: мы вновь обрели свт. Феофана и других ему подобных, которые приобщают нас к духовной жизни, а вот для детского возраста надо писать иначе, надо учитывать развитие и кругозор, интересы наших современников. Это пока никому не удается. Церковных газет я не покупаю, меня интересует православие в чистом виде, как оно донесено до нас святыми отцами, а как ведут себя отдельные деятели – пусть это остается на их совести.

Посылаю вам конверты и бумагу, чтобы вы написали на Соловки и в Тобольск. Сначала установите переписку о своих духовных нуждах (пусть из Тобольска пришлют священника), а потом уже проситесь туда, где вам понравится. Поздравляю вас с началом нашего искупления, со всерадостным праздником Рождества Христова! С новым годом! Пусть он принесет вам много, много хорошего!

Т. А.

 


Грех – замыкание человека в самом себе.
(Не замыкаться на себе. Как отмечать праздники. 4.11.97.)

Здравствуйте, А.Т.!

Сегодня, 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Б.М., придя из храма, получила ваше письмо. В нем очень много близкого и понятного мне. Святитель Игнатий – мой любимый писатель, его сочинения попались мне в руки в ранней юности и оставили неизгладимый след на всю жизнь. Но я должна вас предупредить об опасности – нельзя, прочитав духовную книгу, тут же прямо и браться за выполнение написанного там, в большинстве случаев получается срыв, неразбериха, хочется на небо, прямо сейчас, поскорее, а оказываемся на земле с падшими созданиями – все это очень естественно и ужасаться тут нечему, постепенно приобретаете опыт духовной жизни, и это очень хорошо. Действительно, от сознания собственных грехов можно прийти в уныние и даже в отчаяние, а главное – сознание еще не есть исправление. Как же быль, как уберечь себя от мрака и одновременно от неоправданного самоуспокоения? Вопрос этот и передо мной стоит не менее остро, чем перед вами. Думается, что ориентиром должна быть безграничная любовь Божия. Перед лицом этой любви греховность и праведность одинаково ничтожны, и смысл праведности не в том, что она накапливает какие-то богатства добрых дел и этим имеет заслугу перед Богом, а в том, что она открывает свое сердце для восприятия Любви Божией. Грех – это замыкание человека в самом себе, человек ото всех отгораживается, делается сам себе богом. Если мы начинаем анализировать себя, то, разумеется, видим свои пороки, у всех они есть, у меня не меньше, чем у вас, потому что человек изменчив по своей природе, сегодня он один, а завтра – другой, послезавтра – третий, это заложено с в самом естестве человека, но нельзя погрязать, как в болоте, в этом самоанализе, вариться в соку своих немощей. Надо их скидывать с себя, большое счастье, если можно исповедоваться священнику и получить разрешение грехов. Надо идти вперед. Новая опасность – иду вперед – значит я хороший, больше не грешу. И получается – фарисей. Как же быть? Искать непосредственного богообщения – это не для нас, не надо об этом думать. Когда мы причащаемся с покаянием, с желанием быть со Христом, то Господь касается нашего сердца, посылая нам ощущение умиротворенности, радости, легкости – и хватит с нас. А мы должны ориентироваться на волю Божию – выполнять нашу работу как послушание – Бог послал мне сегодня такое-то дело или такого-то человека и я должен отнестись к этому по-христиански, не удалось – каюсь, прошу прощения, удалось – ничего особенного, сделал то, что надо было сделать. Не надо заострять внимание на себе самом. И меркой отношения к людям должны быть слова Спасителя: «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). Это главное, а вовсе не то, что вас все должны гнать. Вы итак в изгнании, за решеткой. Вам этого мало? Нужны непременно карцер, «Харп» (одна из колоний в Сибири, - прим. ред.)? Вы и своих товарищей пугаете, они в тюрьме сидят, а вы им вместо утешения сулите еще новые беды. Понятно, что они говорят: «Это не для нас!» Всякий нормальный человек так скажет. Им надо сказать, что со Христом никакие страдания не страшны, он даст силу все перенести и даже не почувствовать мучений, помогает через все пройти и остаться невредимым, помогает не иметь врагов. Вот эти строки вашего письма, где вы пишете, что «я плохой христианин, был бы хороший, гнали бы… я и человекоугодник…», мне не понравились – опять все внимание сконцентрировано на себе. Мало вам тюрьмы? Надо чтобы избивали, глумились? И тогда ваше самолюбие было бы удовлетворено? А вы рассуждайте проще – Бог послал мне сегодня то и то. Если кругом любовь – разве это плохо? Бога благодарить надо за Его милость, за то, что посылает добрых людей, помогает нести тюремный крест. Поменьше думать о себе!..

… С тех пор как я стала откликаться на просьбы зэков в газете «Книжное обозрение», я на себе ощутила истину слов: «рука дающего не оскудевает». То перепадет какой-нибудь заработок, то кто-то дает деньги специально для зэков, так что всегда находятся средства послать письмо и бандероль. Случаются и чудеса: один больной человек («афганец» с травмой черепа) написал, что ему надо ложиться в больницу и нужно лекарство, которого в городе нет. Он даже ни о чем не просил, а просто сообщал о своей жизни. Читая его письмо, я вдруг вспомнила, что у меня хранится давно просроченный бесплатный рецепт на это лекарство, надобность в котором у меня отпала. Звоню в аптеку, узнаю, где имеется это лекарство, еду, показываю рецепт, аптекарь не смотрит на дату и отпускает лекарство, которое я тут же посылаю больному. На следующий день в той же аптеке я пытаюсь получить лекарство для себя самой по рецепту, выданному в тот же день, что и рецепт для афганца. Аптекарь возвращает рецепт, так как он просрочен. Вот видите – для больного мне дали лекарство, чтобы он получил его поскорее, а для меня самой лекарство не дали, послали к врачу за новым рецептом. Не будь этого просроченного рецепта, я бы не стала покупать лекарство для афганца из-за его дороговизны. Видите, как все мы связаны друг с другом: у меня были спазмы сосудов, из-за них мне выписали рецепт, но лекарства тогда в аптеках не было, а спазмы прошли сами собой, и я забыла про рецепт на четыре месяца, а когда лекарство понадобилось афганцу, я вспомнила про рецепт и лекарство оказалось в аптеке.

Не мучайте своих товарищей Символом веры, не все его понимают, да и не у всех хорошая память, трудно учить наизусть. Если вы в храме все хором поете «Верую», то человек, в конце концов, его выучит. Нужна ли вам книга «Закон Божий»? Кто-нибудь кроме вас читает духовные книги? А сам батюшка? Людям, которые тянутся к Христу, надо объяснить, что христианство – это религия любви, что Христос не может коснуться сердца человека, если в сердце есть неприязнь хотя бы к одному человеку.

Хорошо бы вам знать день ангела каждого человека, который посещает храм и совместно отмечать его, не водкой, разумеется, а чаепитием, чтением какого-то духовного рассказа, жития этого святого, чтобы ощущался праздник, чтобы было радостно… Во время праздничного чаепития можно и стихи читать и что-нибудь хорошее из своей жизни рассказать, а вы могли бы сами сочинить стихи имениннику или составить ему поздравление в торжественном стиле и зачитать вслух. Придумайте что-нибудь, чтобы всем кругом (или хотя бы некоторым) было радостно, и меньше станете думать о себе. И батюшку можно позвать на день Ангела. А когда у него самого денно Ангела и у его матушки? Их тоже надо поздравить, написать приветствие в стихах, то-то будет радость! Надо, чтобы люди забыли, хотя бы на час, что они в тюрьме, а не стращать их, надо согреть человека сердечным теплом, и он поверит в чудо.

Итак, ждем 24.11. (решения суда о досрочном освобождении, - прим.ред.) и все принимаем как волю Божию, и хорошее и тяжелое с благодарностью, и не роемся в собственных нечистотах, а смываем их на исповеди. Ладно?

С уважением, Т. А.

 


Церковь – учреждение Божественное.
(О старообрядчестве и о жизни Церкви  в советское время. 17.02.98.)

Здравствуйте, А.Т.!

Получила ваше письмо и сразу хочется вам ответить, чтобы внести ясность в ту путаницу и неразбериху, которую посеял у вас о. В. (священник – приверженец старообрядчества, - прим. ред.) Не мое дело его судить, и я воздерживаюсь от оценок, но моя обязанность опровергнуть ту ложь, которая содержится в его словах. Начнем с патриарха Никона. Патриарх Никон сделал великое необходимое дело: предпринял исправление ошибок, которые в течение веков вкрались в тексты священных книг при их переписке. Я видела псалмы в старообрядческом варианте – там совершенно нелепые ошибки, от которых фразы теряют смысл. Патриарх Никон сличил эти книги с греческим текстом, с которого они переводились и установил правильное чтение. В этом его огромная заслуга перед всеми нами. В то же время в XVII веке уже стали входить в обиход новые веяния в живописи и в музыке – менее строгие, чем были до тех пор, и старообрядцы, протестуя против этих новшеств (с точки зрения строгого подвижничества они были правы), отвергли и новые, исправленные книги, что было совершенно нелепо. Упорство, с каким они держались за все старое, достойно лучшего применения. Они насмерть стояли за свои убеждения – и в этом их красота и мужество, но им не хватало высшей духовности – понимания того, что то, за что они стояли было всего лишь формой, пусть очень возвышенной, хорошей, но все-таки – формой, а не сутью. Репрессивные меры, которые  к ним применялись, не могут быть оправданы, как и всякое насилие, но сама позиция их не может быть нами принята, потому что она косная, не творческая. В жизни Церкви было много печальных и тяжелых страниц, и от нее ничего не осталось бы, если бы она была человеческим учреждением, но в том то и дело, что она живет, вернее в ней живет Дух Божий, от Которого все зависит, и поэтому врата ада не могут ее победить. При Петре I  было уничтожено патриаршество, Церковью командовало государство, как каким-нибудь министерством, и, не смотря на это, в Россию проникли ученики св. Паисия Величковского, насадили у нас старчество, появились такие светочи как преп. Серафим, свт. Игнатий, Феофан и многие другие. А у старообрядцев нет равновеликих светильников, потому что они угасили в себе творчество, живую жизнь и стали придерживаться только буквы.

И это понимание Церкви как учреждения не человеческого, а Божественного помогает нам понять и жизнь нашей Церкви в годы советской власти. Мне выпало счастье принять один раз благословение от патр. Сергия Старгородского и много раз молиться вместе с патр. Алексием Симанским, к обоим этим иерархам я питаю глубочайшее уважение и не понаслышке, а из личного опыта. То, что митр. Сергий «отравил» патриарха Тихона – это наглая ложь, даже я такого еще не слыхала. Сейчас модно придумывать все, что угодно, говорят, что и Есенина и Маяковского убили – я в это не верю, мои родители были тогда в Москве и соприкасались с литературными кругами, и никаких слухов об этом не ходило, даже подозрений не было. Митр. Сергий Старгородский до революции был ректором Петербургской Духовной Академии, был миссионером в Японии, написал диссертацию «Православное учение о спасении», где устанавливал разницу между православием и католицизмом. Патр. Тихон скончался в московской больнице, она и по сей день стоит, и в его гибели обвиняли врачей, которые устроили его конец (зубного врача с каким-то уколом) – так мне говорили те, кто еще его помнил при жизни, помнил его конец. На патр. Тихона было покушение в его доме, но убили его келейника, а не его. Митр. Сергия Старгородского обвиняли в том, что он «присвоил» себе власть местоблюстителя после смерти патр. Тихона. И опять неправда. Патр. Тихон оставил завещание – после него быть местоблюстителем митрополиту Петру, если не будет митр. Петра – митрополиту Агафангелу (или Кириллу, я плохо помню), если и этого не будет – митрополиту Сергию. Так как два первых митрополита сидели в тюрьмах, то местоблюстителем стал митр. Сергий. Те, кто сейчас его поносят, не помнят или делают вид, что не представляют себе той ситуации, которая тогда, в 20-е годы, была в нашей стране: правительство вело смертельный бой с Церковью, сейчас раскрываются архивы и эта ужасающая картина становится ясной. Митр. Сергий в 27 г., то есть через 10 лет после установления советской власти, когда эта власть стояла крепко на ногах и проводила свою политику, подписал декларацию, где провозглашалась лояльность Церкви к государству, то есть давалось обещание, что Церковь не будет выступать против государства. Многими, в том числе из духовенства, эта декларация была воспринята как предательство, и многие не понимали митр. Сергия и за это шли в тюрьму. А митр. Сергий был мудрый человек, и предпринял шаг, единственно возможный в то время. В те годы покровительством государственной власти пользовалась так называемая «красная церковь» или обновленцы во главе с Введенским и Красницким, священниками, отколовшимися от патр. Тихона и объявившими себя реформаторами – их «реформа» заключалась в том, что они разрешили епископам жениться. Они встали на службу советской власти, способствовали аресту православного духовенства. Народ их не принял, им были переданы самые большие храмы Москвы, народ туда не ходил, храмы закрывались, так мне рассказывали очевидцы. В этих условиях отказ митр. Сергия подписать декларацию означал бы переход «тихоновской» церкви на нелегальное положение – закрытие всех православных храмов и торжество обновленцев, лишение перспектив на открытое богослужение. В 30-е годы духовенство истреблялось в массовом порядке, почти все храмы были закрыты, на всю страну оставалось, может быть 100 храмов. Те, кто обвиняют митр. Сергия в предательстве не понимают, что в нашей стране, где не было частной собственности, Церковь не могла существовать в оппозиции государственной власти. Храм – помещение храма – это собственность государства. Чтобы пользоваться этим храмом, надо было иметь на это юридическое право. По законам советской власти государство могло храм дать в распоряжение верующим, а могло и снести, отнять его у верующих. То же и со священником – он должен был иметь прописку, паспорт, и разрешение служить в храме. Если у Церкви, как у организации, существуют какие-то узаконенные отношения с государственной властью, то она могла добиваться и разрешения для священника и аренды храма. Государство разрушало храмы в значительно большей мере, чем сохраняло их, но это наличие законных отношений между Церковью и государством дало возможность во время войны открывать и храмы и учебные заведения (семинарии), а в послевоенное время была вновь открыта Троице-Сергиева Лавра. Государству понадобилась Церковь, митр. Сергий стал патриархом в 43 г. (или 44). Те, кто его сейчас поносят, не понимают, что в те годы самым важным было – сохранить возможность открыто совершать богослужение, сохранить для людей возможность причащаться и исповедоваться. Миром правит Бог, поэтому все совершающееся происходит по промыслу Божию. В эти тяжелейшие годы православная Церковь сохранила в неприкосновенности весь строй своего богослужения, она сохранила живое общение с Господом. В самый разгар гонений моя мама стала верующей: она шла по улице, увидела храм и зашла в него, услышала «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите». Ее поразили слова «бессмертие» - и она поверила в вечную жизнь. Нашлись люди, которые дали ей духовные книги. При всей жесткости гонений на Церковь, не все люди сидели в тюрьмах, многие жили дома и работали, и им нужна была не подпольная, а нормальная, открытая Церковь. Церковь не поступилась ни догматами своими, ни богослужением, ни обрядами. Напротив, религиозная жизнь была более интенсивной, стали чаще причащаться и исповедоваться, чем до революции – вот в чем итог деятельности митр. Сергия Старгородского. Не нам судить иерархов, наше дело спасать свои души. На наших иерархов стало модным лить всякую грязь. И мало кто учитывает, в каких условиях им приходится трудиться. Хрущев в свое время заявлял, что к 80-му году все церкви будут закрыты. Была назначена к закрытию Ленинградская Духовная Академия, а тогдашний митрополит ленинградский Никодим перехитрил – он открыл в Академии отделение для иностранцев с православного востока; был назначен к закрытию Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии, а теперешний патриарх Алексий II, тогдашний Таллинский архиерей, устроил в монастыре какую-то международную встречу и монастырь уцелел. А главное – что Церковь держится благодатью Святого Духа, а не добродетелью и заслугами отдельных личностей, и наше дело – посильно сделать себя вместилищем этой благодати, так что не обращайте внимания на о. В., поменьше с ним беседуйте, его не переубедишь, а себе нанесете урон.

Я достала «Лампаду» (газета, - прим. ред.) с вашим стихотворением. Рада, что люди откликнулись, пишите еще, ведь у вас много стихов, мне хочется, чтобы контакт зэков с читателями был более тесным, по существу, а не только в форме просьб. Может быть, еще кто-то напишет, кроме вас. Пусть выскажутся - о чем думают, чего ждут, пусть выразят свои претензии, свои вопросы, пусть расшевелят читателей. Бандероль, которую я вам послала – это тоже отклик на ваше стихотворение – вы упомянули мою фамилию – и мне дали знакомые чай и деньги для вас. В преддверии Великого Поста прошу прощения.

Т.А.

 


Придет помилование, а что дальше?..
(О подготовке к освобождению. Икона «Нечаянная радость».  30.11.99.)

Здравствуйте, А.Т.!

Получила ваше письмо и вполне понимаю вашу растерянность: придет помилование, а что дальше? Я уже написала письмо в один монастырь по поводу вас, не знаю, будет ли ответ. Шок от освобождения бывает не меньшим, чем шок от ареста. Но ничто в нашей жизни не бывает без промысла Божия. Я надеюсь, что если Господь дарует вам свободу, то для того, чтобы вы, пока еще молоды, послужили Церкви Божией, народу Божию. Такие люди как вы очень нужны Церкви. И надо нацелить себя на трудности, на преодоление этих трудностей. Все могу в укрепляющем меня Иисусе – пишет ап. Павел. Главное – не отчаивайтесь, не падайте духом. Много было всякого в вашей жизни, верьте, надейтесь на лучшее, не унывайте, не расслабляйтесь, принимайте все, как идущее от руки Божией, куда пошлет вас Господь, туда и идите. У пророка Исайи написано: «Разве покинет мать свое родное дитя? Но даже если мать бросит ребенка, то Я не оставлю тебя». Господь любит нас больше родной матери, и наше дело полностью вверить себя Ему. Легкой жизни ни у кого не бывает, но Бог всегда с нами…

…Посылаю вам иконочку Божией Матери «Нечаянная радость». На ней изображен человек, молящийся перед иконой. Рассказ о ней такой: человек этот вел дурной образ жизни, но уходя на свое злое дело, всегда молился перед иконой Богоматери. Однажды он увидел на руках младенца кровь и в ужасе воскликнул: «Кто нанес Ему раны, кто это сделал?», и услышал ответ: «Это ты своими грехами постоянно наносишь Мне раны» и голос Богоматери, которая просит простить грешника; Он сначала не соглашается, но потом уступает настоянию Матери, и грешник получает Нечаянную Радость покаяния и прощения грехов. Эта икона как чудотворная очень чтится в Москве. На моей памяти в 44 году эта икона была перенесена в тот храм, где я постоянно бывала, мне было тогда 13 лет, и с тех пор для меня эта икона своя, родная. Я постоянно прибегаю к ней в трудных обстоятельствах. И образок этот я купила в том своем любимом храме, а сейчас посылаю его вам, чтобы и вас коснулась любовь Царицы Небесной, чтобы и у вас наступила Нечаянная Радость новой духовной жизни. Мужайтесь, и да крепится сердце ваше! Слава Богу за все! Не удивляйтесь и не огорчайтесь, когда наступает охлаждение, а как первоклассник снова беритесь за дело. Господу нужна наша открытая душа, Он всегда с нами и во благое устраивает жизнь нашу. Храни вас, Бог, надейтесь на лучшее.

Т. А. 

 


Христианское понимание человека.
(О прелести. О православии.    14.03.2000.)

Здравствуйте, А.Т.!

Давно уже получила ваше письмо и задержалась с ответом из-за болезни, из-за страшной слабости (у меня хронический бронхит, который при малейшей простуде дает вспышки), а отчасти из-за недоумения, как вытащить вас из того тупика, в котором вы оказались. Чувствую себя виноватой! Я посылала вам аскетическую литературу, чтобы показать конкретно, что такое православие, и переборщила. Теперь вы анализируете свою жизнь, и вам кажется, что вы были в прелести. А надо на вещи смотреть проще. Все мы с каждым днем меняемся. Сегодня мы уже не те, что были вчера, и не те, что будем завтра. Ваши мысли, отношение к миру естественно изменились за несколько лет и не надо себя мучить ужасами о «прелести», скажем проще: в некоторых вопросах вы ошибались, как и свойственно всем людям ошибаться, сознавать свои ошибки и двигаться далее вперед. Мне очень трудно веси разговор, никогда вас не видавши и не имея ни малейшего представления об условиях вашей жизни, поэтому простите меня, если я буду говорить что-то не так, из своего опыта, а не из вашего.

Мне кажется, что вы восприняли христианство как обычную науку (я вас не упекаю, а скорее подразумеваю то, что и с другими бывало), которую можно изучить, достичь в ней мастерства и стать профессионалом (портным, шофером и т.д.), когда все уже будет получаться хорошо, как у мастера. А что получается в православии? Углубился в него и стал видеть, что ты никуда не годишься, никаким праведником не стал, а конечная цель видится именно как «стать праведником», достичь совершенства, исполнять заповеди и уже не грешить. Не достигаем мы этого и впадаем в уныние, из рук валится все, не знаешь куда деться, день за днем все грехи и грехи. Мрачно, тоскливо. Где же выход? Утрачена надежда стать праведником, что же осталось? Где взять радость?

Давайте вернемся к истокам. Попробуем уяснить себе христианское понимание человека. Человек – это образ Божий и одновременно носитель наследственного греха. От образа Божия в нас живет совесть, стремление к правде, творческая способность, способность любить, ум, и т.п. Наследственный грех – это прежде всего гордость, от нее все зло – благодаря ей человек обособляется от других людей, судит их и требует чего-то особенного для себя. Святое крещение смывает с нас прародительский грех, но не избавляет нас от склонности ко греху. И представьте себе, что гордость проявляется не только в том, что мы выделяем себя из ряда других людей, но и в том, когда мы от себя чего-то особенного требуем. Помните рассказ про старца: пришли к нему три человека, и он их спрашивает: «Как ты спасаешься?» Один ответил: «Вашими молитвами», а старец ему: «Ты меня видишь в первый раз, я за тебя и не молился». Второй ответил: «Смирением», а старец ему: «Где оно у тебя есть, смирение-то?» Третий сказал: «Милосердием Господа нашего Иисуса Христа», и старец признал этот ответ правильным.

В богослужебной книге, где содержатся молитвы, читаемые в подготовительные недели  к Великому Посту и во время самого поста я прочла следующее рассуждение: почему за две недели до Великого Поста в воскресение за литургией читается Евангелие от Луки о блудном сыне и неделя эта называется «неделя о блудном сыне»? Ответ: поскольку многие люди от юности развратничают, воруют и другие безобразия творят и так и живут всю жизнь, не каются, а по своей гордости приходят в отчаяние и думают, что для них нет прощения, то святая Церковь предлагает им этот рассказ о блудном сыне. Когда отец встречает сына, он надевает на него светлые одежды – подразумевается одежда крещения, обувает в сапоги – чтобы ноги его уже не спотыкались о сатанинские приманки и отдает ради этого блудного сына, Сына своего на заклание и Кровью Его питает блудного грешника. Когда старший сын выступает с претензиями, Отец отвечает:  «Да, он величайший грешник, но милосердием Моим он спасен». В этом уповании на милость Божию, а не на свои дела, не на свою праведность – вся суть православия. Все мы без исключения великие грешники, но нас всех Господь любит, потому что Он всех нас создал и мы должны не отворачиваться от Него, не замыкаться в Себе, а идти к Нему. Что это означает конкретно? Человек может помогать другому из сознания, что так полагается, что это хорошо, а иной раз и выгодно – и в этом случае он самоутверждает себя, то есть действует по тщеславию, по гордости: «выполнил хорошее дело!» А может все быть иначе: человек ни о чем не думает, а из сострадания бежит на помощь, из жалости, из любви, никак не оценивая свой поступок. Именно этого ждет от нас Господь, дав нам заповедь «Будьте как дети», то есть не рассуждайте, не выделяйте себя, а действуйте искренне, от сердца, не имея барьеров между собой и другим человеком, отоприте ваше сердце для ближнего и к вам придет Спаситель и поселится в вашей душе, и уже не будет никаких вопросов и недоумений, в вашей душе поселится молитва, а с нею и радость, которую никто отнять у вас не может. Какая простая заповедь «прощайте и прощены будете!» (Лк.6,37). А сколько в ней глубочайшего содержания: будьте не просто снисходительны к другому, но и сумейте увидеть в нем того, кого Бог безгранично любит, окунитесь в эту любовь Божию и Господь соделает вас новой тварью, уничтожит все греховное в вас. Для этого надо в простоте сердца обращаться к Господу: «Помоги, я сам по себе ничего не могу сделать, не могу справиться сам с собой, я все тот же, грешу и грешу». И Господь услышит непременно.

У меня есть радостная новость. Один зэк освободился в октябре, прописался у родителей под Москвой, а потом до последнего времени вестей о себе не подавал, я думала, что плохи его дела. Оказалось все наоборот, он устроился в Сергиевом Посаде, у него там знакомая, у нее он в основном и живет. Устроился на завод, получил комнату в общежитии, окончил шоферские курсы и теперь работает шофером на каком-то строительстве, а комната за ним числится. Но главное не это – он каждое воскресение посещает Лавру преп. Сергия и сблизился с духовником, все ему рассказал, так что о. Виссарион даже подарил ему книжечку своих стихов. Не помню, посылала я вам эти стихи или нет, там очень много об Афоне. А парню этому, Александру, уже 45 лет и вот начал жизнь сначала. Я ему наказала об вас молиться…

…Посылаю вам фото реки Иордан в том месте, где крестился Спаситель. Раз в год на Богоявление, там бывает великое освящение воды и люди купаются в Иордане. Это место у самой границы, два патруля охраняют рубежи, поэтому в обычное время туда нет доступа.

Прошу у вас прощения за все, не унывайте, воспряньте духом, распахните душу для Господа.

Желаю радости и духовного утешения в эти святые дни поста.

Т. А.

 


Маяком должно стать приближение к Господу.
(Об опасности поездки в Москву после освобождения.  13.06.2000.)

Здравствуйте, А.Т.!

Получила ваше письмо и спешу ответить. Я больше всего боялась, что вы, не посоветовавшись со мной, предпримете путешествие в Москву и в Лавру. А этого делать сейчас ни в коем случае нельзя. Вспомните, что такое Москва – город, куда едут люди со всего бывшего СССР и из-за рубежа. Всякие едут, в том числе бездомные, неприкаянные, не имеющие ни жилья, ни работы. Что они делают? Просят милостыню, но не только. Вот вам случай из жизни. Около одного храма сидела женщина с детьми, просила милостыню. Прихожане ей сочувствовали. Помогли устроить девочку в больницу, собрали деньги. Приехали эти нищие к нам с Украины, там у них дом. А кончилось дело тем, что мужа этой женщины (они снимали в Москве однокомнатную квартиру) милиция арестовала за торговлю наркотиками, женщине с детьми пришлось возвращаться на Украину. Другой случай: к моей подруге позвонили, она открыла дверь, ей представились несколько человек «Мы из собеса, вам должны повысить пенсию». Не успели они войти в ее квартиру, как рассеялись по комнатам, перерыли все и украли единственное золото, которое у нее было – два обручальных кольца и золотые ручные часики.

Едут в Москву не только с благими намерениями. Отсюда контрмеры государственных властей: идет постоянная проверка документов на улицах и в метро. На конечных станциях метро наряд милиции осматривает все прибывающие составы. Значительно поубавилось число приезжих торговцев на рынках. Человек, едва освободившийся, будет замечен милицией сразу, не успеете сойти с поезда, первый кто вам встретится, будет милиционер: «Ваши документы» - бывший зэк, нигде не работающий, без трудовой книжки – «пройдемте в комнату милиции…» Вы опешили, остолбенели, тут, для ускорения дела подоспели дюжие парни и взяли вас за плечи. Вы вздрагиваете, упираетесь – это уже сопротивление власти, за это – статья, и из комнаты милиции вы попадаете прямиком в камеру. Я не преувеличиваю. В спец. приемник, куда я хожу, поступают все время девочки, едва успевшие приехать в Москву. Милиция забирает их в тот же день. Скрыться от милиции иногороднему никогда не удается, тем более бывшему зэку.

В Троице-Сергиевой Лавре ситуация не лучше. Туда едут со всей России и со всего мира. Днем вся территория Лавры заполнена группами иностранных туристов. Богомольцы приходят рано утром. В храм вход открыт всякому, может зайти кто угодно, и богомолец, и вор. У меня там украли кошелек, у моей подруги сумку. Мы, разумеется, никому об этом не говорили, не жаловались. А если стянут бумажник у иностранца? Понятно, что предпринимаются предохранительные меры. За стеной Лавры открыт сейчас странноприимный дом. Я там не была, но предполагаю, что там находят приют бездомные нищие, убогие, которых всегда было в Лавре много, а сейчас не видно. Теперь их кормят, одевают и спать кладут в странноприимном доме. А у ворот Лавры стоит патруль, смотрит на тех, кто идет в Лавру. Поэтому, как вам ни прискорбно, повремените с выполнением вашего желания. И это не только мое мнение. Когда я сказала о. Вячеславу, что вы собираетесь в Лавру, он ответил: если он туда поехал, то оттуда он уже не вернется. Другая тоже заметила – его арестуют прямо на вокзале. Это не значит, что Москва и Лавра закрыты от вас навеки. Нет! Но сейчас надо обосноваться там, где вы находитесь.

Недавно к нам в спец. приемник приезжал епископ Серпуховской Мануил, который сейчас ведает работой с заключенными. Он жаловался на то, что нет кадров: открываются в тюрьмах храмы, а служить там некому, нет катехизаторов (учителей Закона Божиего). Я мысленно все время вас вижу в роли катехизатора. Кто лучше вас может найти общий язык с зэком? Может быть возможно для вас поступить на курсы катехизаторов, кончить их и занять в Церкви свое место, не просто каменщика и маляра, а проповедника слова Божия. Советую вам, напишите по адресу… епископу Серпуховскому Мануилу. Изложите ему всю вашу жизнь, весь ваш путь к Церкви и попросите совета, как быть дальше, чем вы можете теперь послужить Церкви, пусть он знает о вашем существовании, пусть найдет вам применение.

Я очень надеюсь, что теперь все пережитое будет помогать вам жить, а не мешать, что, в конце концов, вы справитесь с трудностями и станете служителем Церкви пусть и самым малым. Если будут нужны книги, я вам вышлю. До получения вашего пасхального поздравления я сама послала вам бандероль по старому адресу, в зону. Неужели вам не отдали книгу, хотя вы уже были на свободе? Для того чтобы глотнуть воздух монастырской жизни, лучше поехать куда-нибудь в глушь, но я точно не знаю куда. В прошлом году я с паломнической поездкой посетила Давидову пустынь недалеко от Серпухова. Она вся разрушена, восстанавливают ее восемь человек монахов (это было в 1999 г., - прим. ред.). Внешне – ничего примечательного. Но внутреннее действие ее на меня было поразительное. Я вошла в маленький убогий храм и искала подсвечник, куда бы свечи поставить, совсем забыв, что тут мощи преп. Давида и других святых, на святых я не смотрела, а только искала глазами свободный подсвечник, и вдруг в душу влилась такая тишина, которой я не искала и о которой не подозревала. Потом монах нам рассказывал историю обители, ее возрождения и своего прихода сюда, показал еще и другие храмы, и снова, с еще большей силой охватывало меня благодатное настроение. Я потом еще хотела одна туда приехать, но не получилось – слегла с высокой температурой. Может быть, епископ Серпуховской позовет вас к себе, даст возможность посетить эту пустынь. Вам нужно иметь впереди светлый маяк. Таким маяком было сейчас для вас посещение обители преп. Сергия, эту мысль пока надо оставить, но маяком должно стать само приближение к Господу, к церковной жизни, вхождение в нее. Спаситель и Матерь Божия не оставят вас, только не смущайтесь, не падайте духом. Столько всего вытерпели! Теперь будет легче… Как вы чувствуете себя среди людей? мужайтесь, и да крепится сердце ваше. Никогда не теряйте надежды на лучшее. Господь да хранит вас на всех путях ваших…

Т. А.

 


©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении"
Любое цитирование - с указанием автора "Центр духовной поддержки православных общин в заключении" и ссылки на
www.4prison.ru
Письмо web-мастеру

Яндекс цитирования     Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru