|
||
|
||
Семинары, выставки и конференции Полезные ссылки |
ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО… В «Центр духовной поддержки православных общин в заключении» при Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете часто приходят письма с вопросами об Иисусовой молитве, например: «Батюшка посоветовал мне читать молитву Иисусову. А как ее читать?» Эта краткая молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Как и любую другую молитву ее можно произносить один или несколько раз, особенно хорошо это делать в каких-либо затруднительных жизненных ситуациях. «Исключительно важное значение Церковь придает молитве Иисусовой. Монашествующие должны повторять ее постоянно, а живущим в миру предлагается пользоваться ею для отражения всякого дурного движения души и при совершении всякого ответственного дела. Молитву можно произносить сокращенно, самая краткая форма ее: «Господи, помилуй»» [епископ Александр (Семенов-Тянь-Шаньский)]. Священник Артемий Владимиров также советует читать молитву Иисусову в трудных ситуациях, как бы хватаясь за «спасательный круг». Что же касается многократного повторения этой молитвы (сотни и тысячи раз), а тем более применения при этом каких-либо особых техник, то здесь дело обстоит сложнее. Существует достаточно много духовной литературы, в которой подробно описывается, как практиковать чтение данной молитвы, там говорится об особенном дыхании, об «умном делании» и так далее. Проблема в том, что люди пытаются применять на практике эти рекомендации, будучи часто не готовыми к подобного рода упражнениям. Поэтому, следует сразу заметить, что многократно повторять Иисусову молитву можно только по благословению священника, который и подскажет, как и сколько раз читать молитву именно этому человеку и к какой литературе обратиться. «Многие писали о физических аспектах молитвы, дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других, менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной молитве, даже со ссылками на технические приемы... Древние и современные Отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного руководства со стороны духовного отца» [Митрополит Антоний (Блюм)]. К чему может привести самочинное возложение на себя молитвенного подвига, иллюстрирует следующий случай, описанный Архимандритом Амвросием (Юрасовым): «В Троице-Сергиевой Лавре у одного старца был послушник. Этот старец прожил в монастыре пятьдесят лет, а послушник только пришел из мира. И решил он подвизаться. Без благословения старца и раннюю литургию отстоит, и позднюю, правило себе большое назначил и все вычитывал, постоянно в молитве пребывал. Через два года он достиг великого «совершенства». Ему стали уже «ангелы» являться (только рожки и хвосты свои они прикрывали). Обольстился он этим, пришел к старцу и говорит: «Ты прожил здесь пятьдесят лет и не научился молиться, а вот я за два года достиг высот – мне уже Ангелы являются. Я весь в благодати… Таким, как ты, не место на земле, я тебя задушу». Хорошо, старец успел постучать в соседнюю келию; пришел другой монах, этого «святого» связали. А наутро отправили на коровник и разрешили только раз в месяц на литургии бывать; а молиться запретили (пока не смирится)… На Руси у нас очень любят молитвенников, подвижников, но истинные подвижники никогда себя выставлять не будут. Святость измеряется не молитвами, не подвигами, а смирением, послушанием». В духовной литературе описан не один случай, когда чтение Иисусовой молитвы без благословения приводило к прелести, - состоянию, которое может по-разному проявляться, но характерно для него часто то, что человек начинает превозноситься, считать себя лучше других, чуть ли не святым, как в приведенном выше рассказе. Именно такие случаи и заставляют относиться осторожно к многократному повторению молитвы Иисусовой. Для того чтобы читать эту молитву постоянно, нужно обрести такую степень смирения, когда, человек на оскорбления по своему адресу не только не отвечает, но и даже внутренне не раздражается. Молитва Иисусова имеет огромное значение в духовной жизни, обладает невероятной силой – в ней мы призываем Имя Божие, признаем свою греховность («помилуй мя, грешного»). Эта молитва помогает постоянно помнить о Боге, к чему должен стремиться каждый христианин. Как это делать - советует святитель Феофан Затворник: «Первый способ обучения души частому обращению к Богу есть богомыслие, или благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях, - размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, - о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, - о благодати и слове Божием, о Святых Таинствах, о Царстве Небесном. Второй способ обучения души к частому обращению к Богу есть обращение всякого дела – большого и малого во славу Божию…(1Кор.10:31). А так как мы непрестанно что-нибудь делаем, то почти непрестанно будем молитвенно обращаться к Богу… Третий способ обучения души к частому обращению к Богу есть частое, в продолжение дня, взывание из сердца к Богу краткими словами, судя по нуждам души и текущим делам. Начинаешь дело, - говори: Господи, благослови! Кончаешь дело, не языком только, но и чувством сердца, - говори: Слава Тебе, Господи! Страсть какая подымается, - говори: спаси, Господи, погибаю! Находит тьма смутительных помышлений, - взывай: изведи из темницы душу мою! Предстоят неправые дела и грех влечет к ним, - молись: настави мя, Господи, на путь, или – не даждь во смятение ноги моея… Так и во всяком случае. Или просто чаще говори: Господи, помилуй!.. Когда будем так делать, - будут у нас совершаться частые умные восхождения из сердца к Богу…; а это учащение сообщит нам навык умного собеседования с Богом… Эти три: богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания – суть самые действительные орудия умной и сердечной молитвы». Смысл любой молитвы не в механическом произнесении слов, и смысл всей духовной жизни не в скрупулезном выполнении правил и обрядов. Молитва, дела, и даже покаяние и смирение – это лишь средства для достижения главной цели – любви к Богу. Об этом напоминает преподобный Силуан Афонский: «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву».
Подготовила Ольга Ермакова.
Опубликовано в газете «Мир всем» № 7-8/67-68, 2008 г. Как часто я поначалу забывал о Боге. Предлагаем вашему вниманию письмо осужденного Андрея, который на своем опыте осознал, насколько ответственно следует относиться к молитве Иисусовой. Письмо адресовано переводчице с древнегреческого языка Татьяне Адольфовне Миллер, которая с начала !990-ых годов ведет духовную переписку с заключенными (см. статью на нашем сайте из газеты «Мир всем» №66/6).
Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна. Давненько получил ваше письмо, а отвечать собрался только сегодня. Встал рано, помолился, хочется спать, но это плоть обманывает, а я знаю, что если не поддаваться, то бодрование принесет хороший плод, а если поддаться дреманию и неге, весь день пройдет бездарно. И все же поддаюсь и часто очень. Сегодня воскресенье и праздник Рождества Богородицы, мысленно поздравляю вас в сей час и молюсь за ваше здоровье, благоденствие и спасение. Не знаю, как и благодарить вас за книгу Игнатия Брянчанинова. Я поражаюсь современности посылаемых вами книг и журналов, через вас Бог спасает меня от сетей дьявольских, в которых я время от времени запутываюсь из-за своей глупости безрассудности и лености. Вот выдержки из книги вами посланной: «Пребывание в покаянии есть залог спасения. Будем довольны этим состоянием; не будем искать состояния высшего. Такое искание есть верный признак гордости и самомнения; такое искание приводит не к преуспеянию, а к преткновению и погибели!» Апостол Петр, когда Господь сотворил чудо с рыбами, воскликнул, узнав в Иисусе Сына Божия: «Господи выйди от меня ибо я человек грешный». А я – червь пресмыкающийся, возомнил, что достоин посещения Божия. Воистину посетил меня Господь, но так ли я встретил Его, так ли принял? Вместо покаяния и принесения достойного плода покаяния, со щенячьим восторгом устремился ввысь с безрассудной дерзостью, считая дерзость дерзновением. Хотя эти слова и одного корня, но не одной сути. И, конечно же, я пал и ушибся, да так, что если б не милость Божия, не помощь Его и не поддержка от слуг Божиих, то разбился бы насмерть. Но в моей душе нет места отчаянию, надежда жива, вера теплится. Я узнал о самом себе кто я и увидел образ грешного человека, оскверняющего себя ежечасно различными помыслами и вожделениями, однако дерзнувшего войти во Святая Святых. А дверь во Святилище хотел открыть золотым ключом – молитвой Иисусовой. И вот Игнатий Брянчанинов пишет: «Так страшна эта вещь (молитва Иисусова) …, что и истинные послушники, не только отсекшие, но и совершенно умертвившие волю свою и рассуждение пред отцами своими, истинными и преискусными наставниками деланию этой молитвы, всегда находятся в страхе и трепете, боясь и трепеща, чтоб не пострадать в этой молитве от какой-нибудь прелести, хотя и хранит их всегда от нея Бог, за истинное смирение их, которое они стяжали благодатию Божиею при посредстве истинного послушания своего. Тем более мирским людям, жительствующим без послушания, если они от одного чтения таких книг понудятся на молитву, предстоит опасность впадения в какую-либо прелесть, приключающуюся с начинающим самочинно подвиг этой молитвы». Но Игнатий Брянчанинов, указав, со ссылкой на слова святых отцов Церкви, на опасность самочинного дерзания в стяжании Божией благодати, словами же святых отцов учит, как простому смертному стоять в вере и молиться той же молитвой Иисусовой, но без опасности впасть в прелесть. Игнатий приводит слова Иоанна Лествичника о способе молитвы Иисусовой: «Величайшее достоинство способа в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен». И еще Игнатий приводит слова Серафима Саровского, поучающего молодого инока: Старец воспрещает преждевременное безрассудное стремление к жительсву умозрительному и к соответствующей этому жительству молитве. «Всякому, говорит он, желающему проходить жизнь духовную, должно начать с деятельной жизни, а потом уже переходить к умозрительной: потому что без деятельной жизни в умозрительную придти невозможно». И еще: «Если кто мечтает по мнению своему достигнуть высокого состояния, и стяжал желание сатанинское, а не истинное, того диавол уловляет своими мрежами, как слугу своего». То есть без деятельного служения Марфы нельзя достичь созерцательного служения Марии, а если кто и призван от чрева матери к служению высшему, то это по благодати, и то такие люди очень много трудятся и духовно и физически, а без труда, наверное, ни один святой не достиг той вершины, на которую их поставил Бог. То есть самомнение и безосновательное ожидание благодати Божией есть обольщение самого себя. Благодать прививается только к тому, что уже есть в человеке, а на пустое место как ей сойти? На что встать? Вот я, Татьяна Адольфовна, приведу пример из своей жизни, не как похвалу, а как опыт. Не приобрел бы я веру, если бы два года не читал Новый Завет, продираясь, как мне казалось, сквозь дебри противоречий, обольщений и смущений. Если бы не старался достичь памяти Божией, то как бы Бог посетил того, кто Его не помнит и не призывает? И как трудно было достичь элементарных вещей. К примеру, молиться перед едой и благодарить Бога после еды. Как часто поначалу я забывал о Боге, но со временем память Божия привилась в уме, теперь нет такого дня, когда я позабыл бы Бога. Но достичь постоянной памяти Божией не каждому, как видно, дано, не каждому возможно. И мой удел пока что, часто забывая о Боге, спохватившись, каяться и вновь забывать и так непрестанно. И нет дня, чтобы я не пребывал в этой забывчивости. Вот я и нашел в книге Игнатия Брянчанинова описания приличествующего мне, как мирянину, способа жизни во Христе. Впрочем, я и раньше как-то об этом знал, но смутно, и о себе думал больше чем должно. Теперь знаю, что быть смиренным это значит жить и поступать по правде на всяком месте, во всякое время, в любой ситуации и любом окружении. А Бог усмотрит своих и призовет кого следует на служение, а кого следует поставит к станку, кого на поле, кого учить, кого учиться, всякому свое место. Мое место пока что в лагере, не безвинно сижу. Работаю в швейном цехе, стало быть, мое дело шить на совесть, не смотря на то, платят деньги или не платят. Но как трудно смириться с несправедливостью к самому себе, и как легко смириться с несправедливостью, творящейся над другими людьми! А в лагере особенно трудно, потому что ложь и обман есть образ жизни всех лагерников, от последнего з/к до начальника колонии. Посудите сами, вот я работаю на швейном производстве. Подходит ко мне такой же, как я, з/к и просит сшить тапочки. Я берусь, зная, что материал на тапочки фактически украден, а шить их в рабочее время на казенном оборудовании – есть кража и с моей стороны. И все же я шью, потому что человеку нужны тапочки, а его ими никто здесь не снабдит. Единственно, что платы никакой не беру, но о какой чистоте может идти речь, если сознательно грешу. И так во всем. Чистым в лагере остаться трудно, но возможно. Только страдать много придется, и сумасшедшим считать станут, хотя я этого не особо боюсь, да меня кто-то и теперь не считает разумным, но как найти ту золотую середину, когда и Богу станешь угождать и людей не обижать. С теми же тапочками мне и физически и душевно было бы легче отказать человеку, но совесть меня заела бы, а человек никогда не понял бы и считал бы меня бесчувственным чурбаном. Вот так и живу, стараюсь не мараться, но мараюсь. И для своих нужд государственный материал использую и для других не жалею, но «если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк.16,12). Это элементарная честность, и я не могу противостоять натиску мира сего в малом, а почитал себя чего-то достигшим. Буду жить на своем месте, убегая по возможности от греха, а Бог видит, что во мне есть желание делать добро. Напишу о жизни нашего прихода. Я на неделю брал освобождение от работы, немного отремонтировал и украсил храм, в помещении прихода сделали ремонт. Батюшка помогает материалами, раз в неделю приходит, чтобы провести урок в приходской школе и провести богослужение. Вот и сегодня в праздник Рождества Пресвятой Богородицы ждем батюшку. Этим и завершу свое письмо. Благодарю вас за все. Желаю всего доброго. Храни вас, Бог.
С уважением, Андрей. 21.09.97.
Газета «Мир всем» № 7-8/67-68, 2008 г.
|
|
©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении" |
||