|
О нас
Новости
Дистанционное
обучение
Переписка
Центры поддержки
Творчество
заключенных
Статьи и интервью
Отчеты и документы
Семинары,
выставки и конференции
Просьба о
помощи
Полезные ссылки
Контакты
Подписка на
новости сайта
Наш баннер





|
Как семинаристы попали в
тюрьму
Многие
считают, что работа священников в тюрьмах — дело безнадежное, не приносящее
никаких плодов, а потому и не нужное. Между тем, людям, оказавшимся
в местах лишения свободы, как никому другому нужна поддержка. Даже не просто
поддержка, а надежда на новую жизнь. Поэтому тюремное служение — важная
и значимая часть деятельности Православной Церкви. Недаром сказано
в Евангелии:
«В темнице был,
и вы пришли ко Мне»
В
июне по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия
пятеро студентов Нижегородской Духовной Семинарии проходили практику по
тюремному служению в колониях ЛИУ-3 и ИК-17, расположенных в поселке Пруды
Краснобаковского района Нижегородской области. Семинаристы читали для
осужденных колоний курс лекций по основам православного вероучения.
— Я
никогда не считал, что работа с осужденными бесполезна, — признался мне
помощник руководителя отдела по взаимодействию с уголовной исправительной
системой Нижегородской епархии священник Евгений Панюшкин. — Конечно, я не
обольщаюсь по поводу того, что все люди, с которыми мне приходилось общаться
в колониях, порвут со своим прошлым и начнут жить по заповедям Христовым. Но
даже ради нескольких человек уже стоит работать. Поэтому я очень радуюсь,
когда на мой призыв проповедовать в колониях откликаются студенты. Им это
дает возможность узнать жизнь со всех ее сторон и получить опыт, необходимый
будущим священникам.
Как
объяснил отец Евгений, аналогичная практика была апробирована два года
назад. Тогда лекции проводились по программе, разработанной миссионерским
факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. А
в этом году было решено воспользоваться более полной программой, специально
разработанной для обучения в системе ФСИН Российской Федерации Рязанским
государственным университетом им. С. А. Есенина. Двухгодичное обучение
включает в себя лекции и контрольные работы. По окончании слушатели курса
получают специальные свидетельства, дающие возможность поступить
на отделение теологии Рязанского университета, что является дополнительным
стимулом. В перспективе планируется разработка собственной учебной
программы, учитывая опыт, собранный в результате таких занятий.
Практиканты же признались, что хотя они изучали тюремное служение в теории,
на практике многое для них оказалось неожиданным.
— Мы
ехали, даже не зная, что нас здесь ожидает, — объяснил староста группы
Илья. — Для меня, например, самой большой сложностью было просто начать
говорить перед аудиторией, которая еще неизвестно как отнесется к нам.
Опасались, что тема будет неинтересна, или мы не сможем найти общий язык
с осужденными.
— Но
нас восприняли очень хорошо. На первом занятии наши слушатели сами
рассказали о жизни в колонии, что помогло нам лучше понимать их, — вмешался
в разговор второй участник проекта Саша. — В семнадцатой колонии староста
молельной комнаты Владимир, очень начитанный человек, зачастую в течение
урока дополнял нас или более доступно объяснял какие-то моменты, как бы
являясь нашим переводчиком.
В
целом все занятия проходили в очень доброжелательной атмосфере. Ребята
признались, что не ожидали встретить здесь аудиторию, так хорошо подкованную
в вопросах веры. Для того чтобы держаться на должном уровне, пришлось
использовать знания, накопленные за четыре курса обучения в семинарии. По
их мнению, такой эффект был достигнут потому, что сами слушатели курсов были
заинтересованы в получении знаний и в общении на духовные темы. Кстати, есть
и те, кто посещает лекции, хотя и не обучается по программе. Просто для
того, чтобы послушать, пообщаться и узнать что-то новое. Это, по
их признанию, «стимулирует больше работать над собой».
Староста молельной комнаты ИК-17 Владимир Лисевич, тот самый, о котором
рассказывали ребята, объяснил, что члены религиозной общины стараются
проводить занятия своими силами, чтобы развиваться и духовно поддерживать
друг друга.
— Но
нам еще очень не хватает знаний, поэтому такие занятия просто необходимы, —
сказал он.
Отец
Евгений отметил, что уникальность прошедшей практики еще и в том, что
в нее был привнесен литургический момент: в обеих колониях
служились литургии, осужденные исповедовались и причащались. Таким образом,
получилось гармоничная связь теоретических знаний и духовного опыта.
А
о том, какое впечатление произвели занятия на заключенных, они написали
в своих отзывах. Вот лишь один из них:
«Дорогой наш отец
Евгений. Спасибо вам большое за все, и вашим ученикам тоже. Они у вас очень
хорошие, умные. После их уроков душа радуется. Чувствуешь себя облегченно
благодаря вашей помощи и молитвам. Спасибо вам большое за все».
И снова «Остров»
—
Нам еще предстоит проанализировать нашу поездку, учесть все ошибки и удачные
моменты, для того, чтобы в следующий наш приезд работа была интереснее,
организованнее, — поделились планами ребята.
Они
рассказали, что режим колонии не дает возможности ввести околошкольную
систему занятий. Поэтому предстоит еще подумать над тем, как строить работу,
чтобы люди получали знания в полном объеме. Но уже в этот раз по ходу работы
удалось реализовать интересные идеи. Ребята показали слушателям курсов фильм
«Остров», а потом попросили написать о нем свои отзывы. Сочинения,
полученные в результате этого эксперимента, говорят сами за себя. Мы
публикуем только некоторые выдержки из них, хотя они достойны того, чтобы
напечатать их целиком.
«Фильм «Остров» рассказывает нам о человеческой слабости, греховности,
преступлении, предательстве и о том, как человек может расти духовно и тем
самым искоренить в себе то, что заложено грехом. Отец Анатолий, живя с таким
тяжким грехом, смог найти в себе силы помогать людям».
Без подписи
«В «Острове» остро отображена православная мысль о долге, предательстве,
покаянии, любви, прощении, смирении и Божием промысле, который ведет
человека к спасению. (…) Главное достоинство этого фильма в том, что он не
несет в себе зла и заставляет некоторых задуматься и увидеть православие
с другой стороны, а пойдут ли люди после этого фильма в Церковь — на то воля
Божия. Все зависит от Бога и от конкретного человека. Готов ли человек
принять Бога в себя? Это уже другая, индивидуальная история, которую
не снимешь в фильме. Ведь готовых рецептов нет, есть только схожие моменты
в жизни некоторых людей. И хорошо, что нам не показали путь преображения
грешника в монаха-старца, дабы не соблазнить нас».
Владимир Лисевич
«Фильм хорош тем, что все участники событий понимают свое падение, грех,
раскаиваются и получают прощение».
Песков
«Про настоятеля монастыря и священников у меня сложилось такое мнение, что
они верили в Бога, но не всей душой, они дорожили еще земными ценностями,
а отца Анатолия ничего не держало на земле. Ему не надо было никаких вещей
и имуществ, он жил у себя в котельной и был во много раз счастливей, чем
они, потому что был с Богом всей душой и сердцем».
Евгений Трифонов
«Сейчас я уверен, что за все грехи надо отвечать. Надо сильно верить сердцем
и меньше говорить языком, больше читать молитвы и терпеть все, что Господь
Бог нам уготовил и за все благодарить его. Вот и в фильме «Остров» святость
пришла не сразу, а как говорится, по зернышку, изо дня в день, молитвами,
терпением. Всей душой надо прилепляться к Богу, и не ждать сразу того, чего
ты просишь. Выполнять заповеди, не нарушать законов Божиих, и все придет,
я в это ВЕРЮ».
Федор Логинов
***
Отец
Евгений и студенты делились со мной впечатлениями от работы, когда практика
уже подходила к концу. После прочтения сочинений мы невольно вновь затронули
тему тюремного служения. Я задала давно интересовавший меня вопрос: каково
священнику принимать исповеди осужденных, ведь порой люди сознаются в тяжких
преступлениях.
—
Это действительно так, но когда видишь, что человек, несмотря на свои грехи,
искренне раскаивается, словно отворачивается от этого, то в душе оседает
именно это светлое чувство, а не что-то иное, — признался отец Евгений. —
Когда видишь, сколь велика глубина падения этих людей, то вместе с тем
понимаешь сколь велико их восхождение. Поистине удивительные процессы
происходят в душе человека, уверовавшего в Бога. Он словно начинает жить
заново.
—
Иногда во время бесед с нашими студентами люди рассказывали нам о своей
прежней жизни, о своих преступлениях. И нам с трудом верилось, что они
рассказывают это о себе. Столь велика была разница между ними вчерашними
и сегодняшними, — вступил в разговор Илья. — Просто удивительно, как
стремление к Богу способно изменить человека.
Эти
слова перекликаются с мнениями осужденных, посещающих курсы. Во время беседы
один из них признался, что сам чувствует в себе перемены и сейчас уже
не может делать того, что делал раньше.
—
Теперь, пообщавшись с людьми, отбывающими наказание в колониях, мы особенно
остро поняли, что проповедь здесь необходима. И именно нам, молодым, надо
активнее проповедовать и многое доносить личным примером, — сказал один
из практикантов Сергей. — Здесь находятся люди, в душах которых случилась
трагедия, и, возможно, через нас Бог посеет в них веру, и она станет
их осознанным выбором на воле, поможет им подняться. Это было бы самым
лучшим результатом нашей работы.
Татьяна ФАЛИНА, п. Пруды — Нижний Новгород
31
июля 2007 года
Источник:
Нижегородская епархия |