О нас
Новости
Дистанционное
обучение
Переписка
Центры поддержки
Творчество
заключенных
Статьи и интервью
Отчеты и документы
Семинары,
выставки и конференции
Просьба о
помощи
Полезные ссылки
Контакты
Подписка на
новости сайта
Наш баннер
|
Размышления о тюремном служении и переписке
(Кочетова Л.Ф.)
-
Катехизатор,
ведущий переписку с заключёнными, всегда должен быть искренним,
говоря о вере, ведь фальшь всегда чувствуется интуитивно, и поэтому она
принесет больше вреда, чем пользы.
-
Не надо стремиться к тому, чтобы перенасытить свое
письмо к заключенному религиозной информацией. Пресыщение бывает
небезопасно. Лучше меньше, но вразумительней.
-
В первых письмах лучше побольше задавать вопросов, чтобы
определить духовный уровень своего корреспондента, а так же его духовное
устроение и способность к восприятию церковных учений о Боге.
-
Был такой казус: некий катехизатор сказал хорошо всем
известную фразу -"Не хлебом единым жив человек!" и в ответ услышал
насмешку - "Конечно, ведь кроме хлеба еще существует колбаса!" Человек,
который голоден, не всегда способен воспринимать духовное.
-
Очень важно с первых писем установить со своим будущим
корреспондентом правильные отношения, иначе трудно будет говорить о Боге или
вовсе невозможно. Опасна любая крайность, как чересчур малая дистанция,
так и чересчур большая дистанция между участниками переписки с обеих сторон.
-
Еще раз о взаимоотношениях, их формула следующая: "Я
уважаю вас, вы уважаете меня, и тогда у нас получится диалог". Нельзя
беспомощно разводить руками и не замечать хамских выходок своих
корреспондентов, если они будут иметь место. Нужно твердо призвать к
дисциплине. Человека, которого не уважают, уже не слушают и не слышат, даже
если он говорит о Боге.
-
Хорошо понимаются и усваиваются те знания о вере,
которые имеют актуальность в жизни повседневной. Неактуально, например,
говорить о жизни подвижников-пустынножителей, когда заключенные задыхаются
в камере от тесноты и ссор друг с другом. Здесь нужны образы христиан,
прощающих своих врагов и терпящих без ропота тесноту и скорби. Разговор о
молитве в клети своей души и т. д.
-
Если человек еще не встретил Бога на личном уровне,
то все наши слова о Боге для него останутся не услышанными и ему больше поможет
наша молитва и любовь, нежели знания.
-
Апостолы никогда не разворачивали перед своими
слушателями панорам ветхозаветной истории и не углублялись в детали и
частности, их проповедь была очень краткой. Самая лучшая тема,
заставляющая задуматься о Боге, это тема о смысле жизни.
-
Теоретические знания о Боге никогда не приводили людей
к вере. К тому же они очень скоро забываются. Задача в другом, дать
чувство, что Бог рядом, что Он любит нас, что мы можем соединиться с Богом
через покаяние и любовь к ближним. Но интересно то, что, не имея
религиозной эрудиции, с этой задачей можно не справиться.
-
Очень хорошо в простые и добрые письма, где о Боге мы
пишем как о самом близком и милосердном Отце, вкладывать небольшие
подарочки религиозного характера: закладка, календарик, открытка с видом
храма или монастыря, с иконкой и молитвой. Помню несколько лет назад я
написала длинное письмо одному известному старцу со множеством тяжелейших
(для новоначального) духовных вопросов. И получила ответ на одну
страничку, написанный очень простым языком и несколько бумажных
иконок. Эти иконки так тронули мою душу и так утешили, как ни одна из
купленных мною лично. В этом я увидела святую любовь старца к человеку,
которого он никогда не видел и вряд ли увидит.
-
Для
знакомых с религиозной литературой заключённых можно предложить
известный прием обучения: Указав на фрагмент из Священного Писания,
попросить его прокомментировать. Получив ответ, написать как на самом деле
следует толковать это место по святым Отцам. В толковании Святого Писания
не должно быть места безграмотному плюрализму.
-
Бесспорно,
заключенным очень тяжело в тюрьме, но нельзя позволять им представлять
себя в ореоле мучеников. ("Терпением спасайте души ваши", "Без терпения нет
спасения" и т.д.)
-
Если ты говоришь о Боге, о вере, а в ответ тебе пишут о
чем-то отвлеченном, значит, говоришь плохо, скучно или человек этот ищет
совсем другого в переписке с тобою. Стоит подумать над этим, чтобы
изменить тональность письма.
-
После насыщенного информацией письма, необходимо снять
напряжение, для этого хорошо бы вставить добрую шутку. Для этого же
неплохо дать какие-нибудь иллюстрации к теме, например, рассказ из патерика, или своей жизни, или
жизни своего прихода, или придумать
притчу.
-
Если ты проповедуешь, ты обязан молиться, ибо молитва -
живое дыхание души, - сказал один известный миссионер. А ты молишься?
-
Катехизатор, помни, что на Суде Божьем тебе придется
отвечать за каждое слово в твоих письмах к заключенным!
-
Сердца многих наших
корреспондентов из мест заключения загрубели от
долгой порочной жизни, часто они страдают от неразвитости
духовно-нравственных сил, цинизма, неспособности переживать возвышенное,
святое, благородное и поэтому никак не могут согреться душой. Нередко
святые Заповеди Христа они пытаются превратить в пошлое насыщение своих
потребностей, спекулируя тем, что мы христиане и значит, мы им должны,
обязаны... Тем более нам следует помнить, что мы призваны любить их,
бороться за воскресение их душ. Для этого нужны мудрость и терпение. То
есть, терпение в союзе с мудростью.
-
Православный миссионер, в отличии от протестантского,
должен отличаться умением ЖДАТЬ ВОПРОСА.
-
Не ошибается тот, кто ничего не делает. В начале
тюремной переписки ошибки обязательно будут, любой опыт приобретается
путем шишек и синяков.
-
Миссионерство - это одна из форм экзорцизма, изгнания
духов тьмы, - сказал один миссионер, поэтому не удивительно, что иногда
эти духи очень мстят нам. Но не будем страшиться - Бог рядом!
-
Миссионер не должен быть навязчив, ведь насилие
отнимает свободу и гасит любовь.
-
Нужно ли задумываться над тем, простил(а) бы я или нет
этого осужденного, с которым я переписываюсь, окажись я на месте жертвы?
Мне думается это в корне неправильная установка, она недуховна и даже
вредна. Послушание катехизатора по переписке является по сути духовной миссией, суть
которой помочь павшему найти свое спасение, восстать от греха, и тогда,
может быть, ни мы, ни наши родные, ни кто-то еще, не станут жертвами
нового преступления этого человека. Один священник признался своему
наставнику, что его очень смущают тяжелые грехи некоторых исповедников.
Настоятель посмотрел на него строго, но с любовью: "Зачем ты сюда пришел,
брат? Исцеляй свою душу молитвой о тех, кто тебя соблазняет". В переписке
с заключенными тоже может быть очень много соблазнов и чтобы наша душа не
помрачилась, необходимо помнить о духовной "технике безопасности", никого
не осуждать и всегда молиться о своих корреспондентах, находящихся в узах. БОГ ИМ
СУДЬЯ!
-
Очень важно научиться нам
(миссионерам и катехизаторам) чувствовать
духовный рост наших заключенных. Для этого в первую очередь нужно быть
очень внимательными к нашим корреспондентам, помнить о необходимости вести
диалог и как огня опасаться монологов, которые легко могут увести нас в
прелесть и самомнение, которые станут соблазном для немощных в вере
заключенных.
-
Самое главное в переписке с заключенными раскрыть образ
Божий, а все остальные знания уже накладывать на главное,
по мере сил и необходимости.
-
У
миссионера, ведущего духовную переписку, должна быть достаточно
обширная православная библиотека, чтобы не возникало проблем с поисками
ответов на вопросы о вере и спасении, а так же, чтобы ответы эти
соответствовали святоотеческому учению.
-
Нужно ли прочитывать все те книги, которые мы посылаем
в тюрьмы? Это физически невозможно, тем более, если у вас не два-три
корреспондента, а значительно больше. Здесь лучше всего обращать
внимание на авторов книг. Авторы есть авторитетные, есть вызывающие
сомнение или
явно с противоположной стороны. Еще бывают авторы, которых мы не знаем,
книги последних требуют внимательного изучения. Я держусь принципа, если
сомневаюсь в полезности книги, то придерживаю оную до полного выяснения ее
качеств.
-
К заключенным нужно относиться, как к новоначальным и
не ставить им высоких планок: Слава Богу, хоть лоб свой перекрестил!
Другой, может быть, на соседних нарах вообще богохульствует.
Дорогие братия и сестры, а что вы думаете о своем тюремном служении?
Поделитесь пожалуйста своими мыслями и приобретенным опытом переписки с
заключенными.
С уважением и любовью к вам, сестра Христова,
Любовь.
Спаси вас, Господи!
г. Москва
апрель 2004 год. |