|
|
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Главная Карта сайта English | |
Семинары, выставки и конференции Полезные ссылки |
Направления деятельности, устав:
Учебно-методический кабинет отдела тюремного служения МДАиС
141300 Московская обл., г. Сергиев – Посад, Троице-Сергиева Лавра, т.4-38-19, e-mail: ymkotsmdais@front.ru http://zona.bogoslov.ru
На основании документа “Соглашение о сотрудничестве”, подписанного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексеем II и министром юстиции Российской Федерации Ю.А. Чайкой 11 декабря 1999 г. Православная церковь осуществляет миссионерское служение в местах лишения свободы. При Московской Духовной Академии и Семинарии существует Отдел тюремного служения. Часть студентов Отдела участвуют в обработке писем приходящих на Лавру и Академию. Каждый месяц приходит около 400 писем, 2/3 из них от заключенных. На каждое письмо дается ответ по возможности высылается духовная литература, продукты питания, одежда, медикаменты. Нередко приходят письма от представителей других конфессий и вероисповеданий. Помощь оказывается всем, независимо от веры, национальности и социального положения. Особое внимание уделяется вопросам духовно-нравственного просвещения общества. Состояние преступности в нашей стране приблизилось к критической черте. В сложившейся ситуации необходимо соединение всех здравых сил Державы. Если в религиозно воспитательной России в начале XX века насчитывалось около 60 осуждённых на 100 тысяч населения, то в деморализованной России конца XX века эта цифра составила около 800 человек на 100 тысяч населения. Существует мнение, что человек, попавший в тюрьму неисправим. Действительно, Сам Господь не нарушает свободы человека и не исправляет (спасает) тех, кто не хочет. Но предоставляет все возможности для исправления (спасения души). Многолетний опыт переписки, бесед, общения с заключёнными показывает, что и в тюремных условиях существования человека возможно преображения, очищения совести, то есть спасения души. Среди скорбей, лишений сердце человеческое оказывается наиболее отзывчивое к Божественной благодати. Глубоко и искренне, принявшие в тюрьме христианскую веру, как правило не возвращаются на скользкий путь преступления и не попадают обратно в тюрьму. Вера в Бога научает благочестию, доброделанию, честному труду на благо ближних людей и своей страны. Сотрудники отдела, которыми являются братия Лавры, учащиеся Московских духовных школ и добровольцы из числа мирян осуществляют поездки по тюрьмам, проводят лекции, беседы, богослужения, сопровождаемые раздачей духовной литературы, православных икон, крестиков, а также содействуют формированию библиотек духовно-нравственного содержания. При Отделе существует Сектор заочного обучения по предмету «Основы Православия» (ЗО ОП). Обучение рассчитано на три года. Учебные пособия, методический материал и канцелярские принадлежности высылаются бесплатно. На данный момент пришло много писем с просьбой о заочном обучении, поэтому прием на обучение прекращен.
Банковские реквизиты:
ИНН 5042016770 Свято-Троицкая Сергиева Лавра КПП 504 201 001 Р/счет 40703810000000009757 В ООО КБ "Эргобанк" Кор/счет 30101810800000000858 БИК 044585858 г.Москва ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 Назначение платежа: Благотворительные пожертвования для Отдела тюремного служения.
Краткая аннотация работы Отдела тюремного служения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при МДАиС.
Отдел тюремного служения при Московской Духовной Академии и Семинарии, официально начал своё существование 20 марта 2000 года с заключением договора о совместном сотрудничестве с Обществом милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь». До этого с 1990 г. при содействии насельников Лавры архимандрита Трифона, архим. Никодима, архим. Вонифатия студенты посещали несовершеннолетних заключенных в Следственном изоляторе г. Сергиева Посада, участвовали в отправке посылок заключенным, издавали приложение к журналу "Встреча" – "Встреча на перепутье". Задачей Отдела тюремного служения является оказание христианской духовно-нравственной помощи лицам, находящимся в местах лишения свободы. В его основу положены слова Спасителя: «в темнице был и вы пришли ко Мне» (Мф.25, 36). С 2000 года при содействии Общества стали проводиться миссионерские поездки в места лишения свободы. В период с 2000 по 2004 год были совершены 9 миссионерских поездок. Студенты МДАиС совместно с представителями Общества посетили трижды Ново-Троицкую подростковую Воспитательную колонию (ВК - республика Марий Эл), дважды посетили Рязанской девичью ВК, а так же Арзамасскую ВК, женскую (взрослую) колонию г. Козловка, Бузулукскую подростковую ВК; в 2004г. самостоятельно посетили в Архангельском крае тюрьму и три взрослые колонии с особыми условиями содержания. Так же посещали Следственные изоляторы г. Москвы №1 – "Матросская Тишина" (5-8 тыс. заключенных); №2 – "Бутырка" (2-3 тыс. заключенных); №6 – женский СИЗО (2-3 тыс. заключенных); №5 – СИЗО для подростков (500 заключенных). Кроме этого студенты несут послушание в отделе писем Лавры, куда ежемесячно приходит до 400 писем в месяц из них 2/3 от заключённых. После прочтения и обработки на каждое письмо по возможности дается ответ и высылается духовная литература, медикаменты, продукты питания, одежда, ответы, открытки, бандерольки, посылки. Нередко от заключенных приходят письма благодарности. 18-19 сентября 2001 года при содействии и организации Общества "Вера, Надежда, Любовь" состоялся семинар на тему: "Практика тюремного служения". На семинар были приглашены представители епархий, активно занимающихся тюремным служением на местах. Цель семинара обмен и передача опыта тюремного служения. Итоговый документ с рядом предложений был направлен на имя святейшего патриарха Алексия I. Все доклады семинара были обработаны в Обществе и на их средства издана книга "Практика тюремного служения". В 2003 году книга по благословению архиепископа Евгения на средства Общества была разослана во все епархии, семинарии, академии и духовные училища РПЦ и даже в некоторые епархии ближнего зарубежья. Итогом семинара стало и создание в 2002г. Учебно-методического кабинета Отдела тюремного служения Московской Духовной Академии и Семинарии. На данный момент в кабинете для миссионерской работы созданы небольшие фонды: библиотеки; аудиотеки, видеотеки. Готовится к изданию брошюры: "О тюремном служении", "Семь бесед о христианском мировоззрении", "О Промысле Божием в местах лишения свободы", "Стихи заключенных", "Вопросник к курсу заочного обучения Основам Православия", пять отчётов о миссионерских поездках в указанные ранее колонии. При Отделе существует Сектор заочного обучения, где в стадии доработки и начала апробации преподаётся предмет “Основы Православия”. Обучение заключенных рассчитано на три года. Особое внимание уделяется вопросам духовно-нравственного просвещения общества. Глубоко и искренне принявшие в тюрьме христианскую веру, как правило, не возвращаются на скользкий путь преступления и не попадают обратно в тюрьму. Вера в Бога научает благочестию, доброделанию, честному труду на благо ближних. В настоящее время студенты регулярно посещают следственный изолятор г. Сергиева Посада участвуют в беседах, на богослужении говорят проповеди, так же отвечают на письма заключенных.
О необходимости посещения узников. Посещение заключенных в тюрьмах душеспасительно не только для них, но и для самого миссионера. Премудрый Соломон пишет: “Лучше ходить в дом плача... нежели ходить в дом пира” (Екк.7.2). Сравнивая зрителей зрелищ и посещающих темницы, святитель Иоанн Златоуст назидает: “И там и тут они видят страсти в явной форме, но после зрелищ наблюдатель выходит подобно волнующемуся морю, а после посещения темницы посетители “приобретут глубокое спокойствие”. Скорбь, произведенная зрелищем узников, потушает всякий такой (плотской) огонь. Кто вышел от узников, с тем, если бы и встретилась какая-либо блудная и бесстыдная женщина, она не причинит ему никакого вреда. Сделавшись уже как бы невинным, он не будет уловлен сетями ее взоров, потому что вместо бесстыдных ее взоров будет тогда перед очами его страх суда”. Таким образом, посещение узников помогает посетителю бороться с собственными его страстями. Далее святитель делает вывод: “Итак, представь... сколько мы сделаем добра и содержащимся в темницах, и себе самому, если будем постоянно обращаться с ними и станем употреблять на это все время, которое проводим в безвременных и пустых занятиях”. Святитель Филарет к благовестникам в тюрьме обращается со следующими словами: “Любовь Божия да не престает одушевлять и услаждать ваш труд. Имя Господа Иисуса Христа да исполняет силою слова и действия вашего человеколюбия. В благоуспешном утешении бедствующих, в обращении заблудшихся... да является вам в темнице Тот, Который отъял от нее поношение и украсил ее Своим уверением, что Он в ней был: “... в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф. 25, 36). Святитель Иоанн Златоуст (свят. Беседы на Евангелиста Иоанна, с. 402.) пишет: “Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темнице для Христа: не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного”[1]. Казалось бы, люди потерянные – насельники тюрем. Но в них есть душа человеческая, которая так дорога для Господа, что Он для искупления ее благоволил пролить бесценную Свою Кровь. Пусть порча глубоко проникла в преступную душу, но она не в конец растлила ее; и в душе преступника, даже у закоренелого рецидивиста, найдется всегда нечто, могущее вызвать сочувствие к себе: зло не может истребить в душе человеческой все задатки добра, вложенные в нее Творцом. Нередко случается, что подвергаются узам и попадают в тюрьмы люди, совершенно невинные, по какому-либо ложному обвинению или недоразумению, даже такие, которых, по слову апостола Павла: “...весь мир не был достоин” (Евр.11,38). В темнице был праведный Иосиф по ложному обвинению, возведенному на него женою египетского царедворца Потифара (Быт.39,20). В темнице был пророк Иеремия за смелое возвещение судов и угрожающих казней Божиих развращенному народу иудейскому (Иер.30,2). В темнице был святой Иоанн Креститель за обличение Ирода в незаконном сожитии с Иродиадою, женою брата своего (Мф.24,3). В темнице были апостол Петр (Деян.16.23,24) и другие святые апостолы (Деян.5,18). Господь всю Свою земную жизнь был как бы в темнице, так как земля наша после грехопадения стала подобна темнице, а мы изгнанниками на ней после потерянного нами блаженного рая. Несколько времени Спаситель действительно был в темничном заключении и телесно ощутил тюремные узы, жестокие издевательства, незаконное осуждение, пытки, был под стражей и наконец казнен, приняв на себя позорную и жестокую смерть. Таким образом, Господь Иисус Христос сделался узником за нас, нашего ради спасения. Если Господь безвинно был заключен в темницу, не сотворив ни одного греха, то могут ли роптать на свою участь заключенные, когда их совесть нечиста от грехов. Всякий человек грешен перед Богом, всякого человека можно назвать преступником; и ближнего своего мы часто называли глупцом, и на противоположный пол смотрели невоздержанными глазами. Явных грехов может и не быть, но за тайные можем подвергнуться геенне огненной. Святитель Иоанн Златоуст одинаково называет вором как того, кто украдет чужие деньги, так и того, кто покупая, продавая удерживает часть цены. Богом судится не только факт преступления, а и намерения человека, например, что либо украсть, присвоить чужое. В тюрьме многие люди анализируют свою прежнюю жизнь, каются в содеянных преступлениях, стремятся очистить свою душу покаянием. Поэтому долг каждого из нас - помочь им сделать это, указать им правильный путь ко спасению. И это самое важное, что мы можем сделать для них. |
©"Центр духовной поддержки православных общин в заключении" |
|